|
чему-нибудь. И из отдельных случаев это ясно; например, если точно знают, что
это есть двойное, тотчас же знают точно и то, двойное чего оно есть; в самом
деле, если не знают, что оно двойное по отношению к чему-то точно определенному,
то не знают, есть ли оно вообще двойное. Таким же образом, если знают, что вот
это есть лучшее, то в силу этого сразу же необходимым образом точно знают также,
чего оно лучше. И знание о том, что оно лучше того, что хуже, не будет
неопределенным знанием, иначе это оказывается лишь предположением, а не есть
действительное знание, ибо еще но будут точно знать, что оно лучше того, что
хуже: в этом случае вполне возможно, что нот ничего такого, что было бы хуже
его. Так что очевидно, что если точно знают, что нечто есть соотнесенное, то
необходимым образом знают точно и то, к чему оно относится. Между тем голову,
руку и каждую из таких [частей тела], которые суть сущности, можно определенно
знать, что они есть в существе своем, но знание того, к чему они относятся,
отсюда не вытекает с необходимостью: чья это голова или чья это рука - этого
можно не знать определенно. Поэтому такие [части тела] не принадлежат к
соотнесенному. И если они не принадлежат к соотнесенному, то правильно будет
сказать, что ни одна сущность не принадлежит к соотнесенному. Быть может,
нелегко убедительно высказываться о таких вещах, но обсудив их многократно. По
разобрать каждую из них бесполезно.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
[Качество]
Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то.
"Качество"
имеет много значений. Под одним видом качества будем разуметь устойчивые и
преходящие свойства. Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно
продолжительнее и прочнее. Таковы знания и добродетели. В самом деле, знание,
надо полагать, есть нечто прочное и с трудом меняющееся, даже если постигли его
в малой степени, разве только произойдет значительная перемена из-за болезни
или
чего-то другого в этом роде. Таким же образом и добродетель, например
справедливость, благоразумие и все тому подобное, надо полагать, не легко
поддается колебаниям и изменениям.
Преходящими свойствами или состояниями называются такие качества, которые легко
поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод,
болезнь и здоровье и все тому подобные [состояния]. В самом деле, человек
находится в том пли другом состоянии и вместо с том быстро изменяется,
становясь
из теплого холодным или из здорового больным, и точно так же в остальных
случаях, если только за какое-нибудь из этих состояний с течением времени но
укоренится и не окажется неустранимым или совершенно неподверженным изменению;
а
такое состояние можно было бы, пожалуй, уже назвать устойчивым свойством.
Итак, очевидно, что под устойчивыми свойствами разумеют качества более
продолжительные и малоподверженные изменениям: ведь о тех, кто но вполне
владеет
знаниями и легко поддастся изменению, не говорят, что они обладают таким-то
свойством, хотя они, конечно, находятся в каком-то отношении к знанию - либо в
худшем, либо в лучшем. Таким образом, устойчивое свойство отличается от
преходящего тем, что последнее легко поддается изменению, а первое более
продолжительно и мало подвержено изменениям. Вместе с том свойства суть
состояния, однако состояния но обязательно свойства. В самом деле, те, кто
обладает теми или иными свойствами, находятся в каком-то состоянии в отношении
их, а те, кто находится в каком-то состоянии, не во всех случаях обладают
[соответствующим] свойством.
Другой вид качества - это то, благодаря которому мы называем людей искусными в
кулачном бою или искусными в беге, здоровыми или болезненными, и вообще те
качества, о которых говорится как о врожденной способности или неспособности; в
{13}
самом деле, каждое из них называется таким не потому, что кто-то находится в
каком-то состоянии, а потому, что он имеет врожденную способность или
неспособность легко что-то делать или ничего не претерпевать; так, кто-то
называется искусным в кулачном бою или в беге не потому, что он находится в том
или ином состоянии, а потому, что он имеет врожденную способность легко что-то
делать, и здоровым - потому, что он имеет врожденную способность не поддаваться
легко действию случайностей, а болезненным - потому, что он от природы способен
сопротивляться действию случайностей. Точно так же обстоит дело и с твердым и
мягким.
Твердое называется так потому, что оно имеет способность не поддаваться легко
раздроблению, а мягкое - потому, что не имеет способности к этому.
Третий вид качества - претерпеваемые свойства и состояния. Таковы, например,
сладкость, горечь, терпкость и все сходное с ними; кроме того, тепло, холод,
|
|