Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: АРИСТОТЕЛЬ - КАТЕГОРИИ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
та
{6}
же речь кажется истинной и ложной; например, если истинна речь: "он сидит", то,
когда он встанет, эта же речь будет ложной. То же самое и в отношении мнения:
если правильно полагают, что такой-то человек сидит, то, когда он встанет, 
будет
уже неправильно придерживаться этого мнения о нем. Однако если и согласиться с
этим, то все же имеется различие в способе, [каким здесь и там принимаются
противоположности]. В самом деле, сущности принимают противоположности, меняясь
сами. Ведь, став холодной из теплой, сущность претерпела изменение (ибо она
стала иной), и так же - став из бледного смуглым и из плохого хорошим. Точно 
так
же и во всех остальных случаях сущность принимает противоположности, 
подвергаясь
изменению; речь же и мнение, будучи сами во всех отношениях неподвижными,
остаются совершенно без изменений, но из-за перемены обстоятельств для них
получается противоположное; в самом деле, речь, [например], "он сидит", 
остается
все той же, но в зависимости от происшедшей перемены обстоятельств она
называется то истинной, то ложной. То же можно сказать и о мнении. Так что быть
способной принимать противоположности в силу собственной перемены - это
особенность сущности, по крайней мере по способу, [каким она их принимает].
Если, таким образом, кто-нибудь согласился бы с тем, что речь и мнение также
способны принимать противоположности, то это было бы неверно.

Ведь о речи и о мнении говорится как о способных принимать противоположности не
потому, что они сами принимают что-то, а потому, что в чем-то другом
переменилось состояние: в зависимости от того, происходит ли это или нет, и 
речь
называется истинной или ложной, а не из-за того, что она сама способна 
принимать
противоположности; ведь вообще ни речь, ни мнение нисколько и ничем не
приводятся в движение. Поэтому, ввиду того что в них не происходит никакой
перемены, они не способны принимать противоположности. О сущности же говорится
как о способной принимать противоположности потому, что она сама их принимает:
она принимает болезнь и здоровье, бледность и смуглость; поскольку она сама
принимает каждую из таких противоположностей, о ней говорится как о способной
принимать их. Вот почему особенность сущности - это то, что, будучи
тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности в силу
собственной перемены. Итак, о сущности пусть будет достаточно сказанного.


ГЛАВА ШЕСТАЯ
[Количество]
Что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит 
из
частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другое - из
частей, но имеющих такого положения. Раздельны, например, число и слово,
непрерывны - линия, поверхность, тело, а кроме того, время и место. В самом
деле, у частей числа нет никакой общей границы, где соприкасались бы его части;
так, например, если пять есть часть десяти, то пять и пять не соприкасаются ни
на какой общей границе, а стоят раздельно; также и три и семь не соприкасаются
ни на какой общей границе. И вообще у числа нельзя указать общую границу его
частей; они всегда стоят раздельно, поэтому число принадлежит к раздельным
количествам. И таким же образом и слово принадлежит к раздельным количествам.
Что слово есть количество, это ясно: ведь оно измеряется коротким и долгим
слогом. А имею я в виду слово, произносимое голосом: ведь его части не
соприкасаются ни на какой общей границе, ибо нет такой общей границы, где
соприкасались бы слоги, каждый из них стоит раздельно сам по себе.

Линия же непрерывна, ибо можно указать общую границу, где соприкасаются ее
части, - точку, а у поверхности - линию: ведь части плоскости соприкасаются на
некоторой общей границе. Таким же образом и у тела можно указать общую границу 
-
линию или поверхность, где соприкасаются части тела.
{7}
Также и время и место принадлежат к таким количествам: настоящее время
соприкасается с прошедшим временем и с будущим. В свою очередь и место
принадлежит к непрерывным количествам: ведь части тела, которые соприкасаются 
на
некоторой общей границе, занимают определенное место; стало быть, и части места,

которые занимает каждая из частей тела, соприкасаются на той же границе, где
соприкасаются и части тела. Поэтому и место, можно сказать, непрерывное
количество: ведь его части соприкасаются па одной общей границе.

Далее, одни количества состоят из частой, имеющих определенное положение по
отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения;
так, части линии имеют определенное положение по отношению друг к другу: ведь
каждая из них расположена где-то и можно было бы различить и указать, где 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-