|
Порфирий
Введение к Категориям Аристотеля.
Перевод: А.В. Кубицкий
OCR: К. Дрязгунов
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Так как, Хрисаорий, и чтобы научиться аристотелевским категориям, необходимо
знать,
что такое род и что -различающий признак, что - вид, что - собственный признак
и что -
признак привходящий, и так как рассмотрение всех этих вещей полезно и для
установления определений вообще в связи с вопросами деления и доказательства, я,
путем
сжатого очерка, попытаюсь представить тебе в кратких словах, как бы в качестве
введения,
что здесь имеется у древних, воздерживаясь от более глубоких изыскании и ставя
себе,
соответственно своей цели, более простые задачи. Сказать тут же - я буду
избегать
говорить относительно родов и видов, - существуют ли они самостоятельно, или же
находятся в одних только мыслях, и если они существуют, то тела ли это, или
бестелесные
вещи, и обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных
предметах и опираясь на них: ведь такая постановка вопроса заводит очень
глубоко
требует другого, более обширного исследования. Но как в отношении названных
здесь и
предлежащих нам логических моментов провели более формальный разбор древние и
особенно -сторонники перипатетической школы, это я тебе постараюсь теперь
показать.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О РОДЕ
Явным образом, ни о роде, ни о виде нельзя говорить, не производя различения.
Под
родом разумеется, с одной стороны, совокупность тех или иных вещей, известным
образом
относящихся к чему-нибудь одному и также - друг к другу. В этом смысле
говорится о роде
Гераклидов- благодаря зависимости от одного - именно, от Геракла, это-группа
людей,
которые имеют друг с другом известную родственную связь через него, причем
группа эта
получила свое название на почве отделения от других родов. И в другом смысле
еще
говорится о роде - а именно как о начале рождения для каждого <существа>,
считая либо
по родившему, либо по тому месту, в котором человек родился. Так, мы говорим,
что
Орест по роду идет от Тантала, а Гилл - от Геракла, а с другой стороны, что
Пиндар по
роду фиванец, а Платон -афинянин: ведь и родные есть в известном смысле начало
рождения, так же как и отец. И это последнее значение есть, по-видимому,
непосредственное: ведь Гераклидами называются те, кто является из рода
гераклова, и
Кекропидами - те, кто <происходит> от Кекропса, и родственники их. И в первую
очередь
получило название рода начало рождения для каждого, а затем также все множество
тех,
кто происходит от одного начала, например - от Геракла, и, точно отграничивая
это
множество и отделяя его от других, мы стали называть всю совокупность родом
Гераклидов. В свою очередь, еще в другом смысле говорится о роде - поскольку
ему
подчиняется вид, причем здесь оном сказано может быть по <некоторому> сходству
с
первыми двумя определениями: ведь такой род есть и некоторое начало для того,
что
подчинено ему, и, по-видимому, он охватывает также все подчиненное ему
множество.
В то время как о роде можно говорить в трех смыслах, у философов идет <о нем>
речь в
третьем из них: в
|
|