|
аваемой ими приблизительной формулировке они признают родом
то,
что сказывается при указании существа <вещи> о многих и различающихся по виду
<вещах>,-примером здесь может быть живое существо. В самом деле, из того, что
сказывается <о другом>, одно сказывается только об одном, - таковы, например,
индивидуальные вещи, как Сократ я этот вот человек, и этот вот предмет, другое
же
сказывается о большем <по числу>, например, роды, виды, различающие признаки,
{2}
собственные и привходящие признаки оказываются в качестве общего <целому ряду>,
но
не в качестве того, что специально присуще чему-нибудь одному. И род это,
например, -
живое существо, вид, например, -человек, различающий признак [например] -
одаренность разумом, собственный признак [например] -наделенность смехом,
привходящий признак и белизна, черный цвет, сидячее положение. Теперь, от того,
что
сказывается только о чем-нибудь одном, роды отличаются тем, что их высказывание
производится в применении больше чем к одному, а от того, что сказывается в
применении больше чем к одному, если это- виды, тогда - потому, что виды хоть и
сказываются о многом, однако же о таком, что не отличается по виду, но по
числу: ведь
человек, будучи видом, сказывается о Сократе и Платоне, которые отличаются друг
от
друга не по виду, не по числу, между тем животное, будучи родом, сказывается о
человеке,
о быке и о лошади, которые отличаются друг от друга также и по виду, а не
только по
числу. С другой стороны, от собственного признака род отличается потому, что
этот
признак сказывается только об одном том виде, для которого он является
собственным его
признаком, и о тех индивидуальных вещах, которые данному виду подчинены, как
способность смеяться сказывается только о человеке и об отдельных людях, между
тем род
сказывается не об единичном виде, но о нескольких <и притом> различных. Что же
касается различающего признака и общих привходящих признаков, то от них род
отличается потому, что если различающие признаки и общие привходящие
определения и
сказываются о нескольких и различных по виду <вещах>, все же они сказываются не
при
указании существа <вещи>. Когда вопрос поставлен у нас непосредственно, о чем
именно
сказываются эти определения, в этом случае, говорим мы, они не заключают
указания на
существо вещи, но скорее на то, какова <по качеству> известная вещь. В самом
деле, при
вопросе, что есть по качеству человек, мы говорим, что это-<существо,>
одаренное
разумом, и при вопросе, каков по качеству ворон, мы говорим, что это-<существо,
>
наделенное черным цветом; между тем обладание разумом есть различающий признак,
а
наделенность черным цветом- привходящий признак; когда же нам задан вопрос, в
чем
существо человека, мы отвечаем., что это-живое существо, а живое существо, это
был род
для человека.
Поэтому то обстоятельство, что род сказывается больше, чем об одном, отличает
его от
<всего> того, что сказывается только об одной из индивидуальных вещей, то, что
он
<сказывается> о различных по виду вещах, отличает его от определений,
сказывающихся в
качестве видов или в качестве собственных признаков, а то, что <он сказывается>
при
указании существа <вещи>, отделяет его от различающих признаков и от общих
привходящих признаков, которые сказываются не при указании существа <вещи>, не
при
указании качества или состояния всего того, о чем они сказываются. Таким
образом данная
здесь характеристика значения, присущего роду, не заключает в себе ни чего-либо
излишнего, ни какой-либо неполноты.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О ВИДЕ
О виде может быть речь и в
|
|