|
Одно (ТО EN). Зас был всегда, и Хронос57, и Хтония58 —
три первых начала. Хронос же создал из своего семени (ГО???) огонь (П?Р),
воздух (?NEY-МА), воду (Y??P)... и (Хтонию-землю), из которых после того, как
они распределились в пяти недрах,— образовалось новое многочисленное поколение
богов, называемое «Пятинедрие» (?ENTEMYXO?), что равнозначно пентекосму.
Зас — это огонь, Хронос — время, а Хтония — земля. Эфир — то, что правит,
Хтония — то, чем правят, а Хронос — то, в чем управляется вселенная. Зас, огонь
и эфир — это Солнце, Хтония — это материальное начало всего вещественного. Заса
и Хтонию связует Эрос59, находящийся между ними. Они породили Офионея60, и
битву богов61, и древо62, и покров63. Вода — это хаос64, возникший первым. «Зас
сотворил Хтонию, море, крылатый дуб, вышитый покров, на котором изображены
чертоги Огена65, Оген66и Гая67».
Два войска богов и демонов противостоят друг другу: одним руководит Крон68,
другим — Офионей. Между войсками заключен договор, что битва состоит из вызовов
и поединков. Кто из сражающихся упадет в Оген — тем быть побежденными, а кто
выпихнет врага и победит в поединке — тем владеть небом. Офионей и офиониды
владеют севером и северной осью мира, Крон и титаны — эклиптикой. Раньше всех
был коронован Крон.
«Под тем уделом (MOIPA) лежит удел Тартара69, сторожат его дочери Борея70,
Гарпии71 да Тюэлло72, туда Зас изгоняет богов и демонов, согрешивших от
дерзости».
Ферекид говорил, что недра, ямы, пещеры, двери и врата — символы рождения и
вхождения в чувственный мир, данный нам в ощущениях, и исхождения из него душ...
Космос — пещера, тюрьма и грот... Истечение (ЕКРО??) — семя.
Он же полагал, что боги называют трапезу «столом для жертвоприношений» (OI
?EOI THN TPA?EZAN ?Y?PON KA?OY?IN). Боги питаются амбросией", которую ежедневно
производит Афина.
Он же назвал двоицу (??А?) гордыней (YBP??) и «порывом», а также «мнением» —
так как во мнении содержатся истина и ложь. Этому научился Пифагор у Ферекида.
В третьем случае родители обучали Пифагора, передавая и перепоручая его почти
всем выдающимся в богослужении людям — жрецам храмов Диониса, Геры (славный
храм Геры в Платеях74 самосских — Герай-он), Гефеста (Гефестион)75 и Аполлона в
Либетрах76.
В детстве Пифагор учился также у кифариста77, живописца и атлета78.
Когда Пифагору было девять лет, он принял обряд третьего посвящения в храме
бога Диониса. Мальчик изображал в нем Загрея79. Когда на него напали
«Эриннии»80 и «титаны»81 (обнаженные юноши, белые как мел и вооруженные мечами),
он в страхе бежал к алтарю Диониса-заступника и сел на него. «Эриннии» и
«титаны» пытались выманить его — коленопреклоненные «Эриннии» показывали ему
погремушки, зеркальце, орехи.
Но он не глядел в зеркало, а, воздев руки, обратился с мольбой о пощаде к
вооруженным юношам — «Диоскурам»82. Так «он перенес бремя белых страстей
Коры83». Танцующие «Диоскуры» своей пляской отогнали «Эринний» от алтаря и
вывели Пифагора.
Когда Мнесарх ездил по делам в Италию, то брал с собой и мальчика Пифагора.
Италия тогда благоденствовала и, видимо, произвела на Пифагора благоприятное
впечатление, потому что впоследствии он вновь посещал эту страну.
В пятнадцать лет Пифагор в святилище Пана84 принял посвящение в таинства бога.
Сначала, идя по священной роще Пана, он, оступившись, упал в глубокую яму с
жидкой глиной. Две «гамадриады»85 отвели его к источнику, чтобы он омыл тело в
водах. Пока он омывался, они держали наготове полотенце, которым обтерли его и
прикрыли наготу.
Затем Пифагор принес в жертву козленка, тем временем «Пан» играл на лире, а
некий старец подносил чашу с водой. Пифагор заглянул туда, но увидел лишь
отражение маски сатира86.
После жертвоприношения обнаженного Пифагора уложили на ложе и покрыли легким
покровом, под которым явственно виднелись очертания фаллоса юноши. Старуха,
наклонившись над ним, открыла тайну его пола и сообщила ему половые запреты —
не рукоблудствовать, не мужеложствовать, не скотоложствовать, не сходиться с
женщинами во время их нечистоты. Затем служители сняли покров и слегка выпороли
Пифагора розгами.
После завершения ритуальной порки ему дали си-рингу87, флейту Пана88, чтобы он
сыграл на ней мелодию. Под эту музыку перед ним плясали обнаженные девушки,
изображавшие женскую часть души юноши, которую зовут Психеей89.
В этом сокрыто великое таинство Эрота90 и Психеи, разнополой любви,— любовь
рождается только в тех душах, в которых женская часть души супруга
соответствует супруге, а мужская часть души супруги — мужу. Ибо любим мы вторую
часть самих себя, лишь отталкиваясь чувствами от внешнего образа любимого
человека.
На Самофракии91 Пифагор был посвящен в таинства кабейров92 и многое усвоил из
практики мистерий93, а в Либетрах посвящен был в таинства орфи-ков94 жрецом
Аглаофамом.
Многие полагают, что именно там Пифагор позаимствовал из учения Орфея95 идею о
числовой природе богов. Там же он обрел книгу «Священное слово Орфея», с
которой не расставался до самой смерти. Из этого учения орфиков вытекают основы
учения Пифагора. Вслед за Орфеем Пифагор полагал, что первым явленным миру был
Фанет96, называемый еще Протогоном97 и Эрикепаем98, тождественный Зевсу и
Солнечному огненному шару.
На восемнадцатом году жизни, проходя обряды таинства куретов", Пифагор
отказался коротко остричь свои роскошные золотые длинные волосы, как поступали
другие юноши. И с тех пор он долго ходил длинноволосым.
В 18 лет Пиф
|
|