|
гор достиг возмужалости и стал эфебом100. После проверки
происхождения, гражданства и физического осмотра он был записан как
полноправный гражданин в реестр (?E??APXIKON)101 своего дема102. А затем
привлечен к военной службе в пограничных отрядах и групповой военной подготовке.
Хотя Пифагор уже осознал свое основное жизненное предназначение и стремился
посвятить себя служению Аполлону, он исполнял свой воинский долг с честью и
находил немало приятного в физических упражнениях, развивающих выносливость.
Еще будучи эфебом, он стал известен своими выдающимися способностями, а молва
о нем, как о «Пифагоре Длинноволосом», дошла до Фалеса Милетского103 и Бианта
из Приены104.
Тем временем Поликрат105, сын Эакея, стал владыкой Самоса, подняв народное
восстание. Сначала он разделил город на три части и правил вместе с братьями
Пантагнотом и Силосонтом. Затем он убил Пантагнота, а младшего — Силосонта,
изгнал.
КОММЕНТАРИИ
1 Партенида, Партения — девическое имя матери Пифагора, в переводе с др.
-греч. «девственная»; совпадает с поэтическим именем о-ва Самос и эпитетом Геры.
Гера — сестра-близнец Зевса, олицетворяющая женскую часть энергии вселенского
творца — Солнца. Богоматерь для Ареса, Гефеста, Гебы и Эйлейтии. Местом, куда
упала извергнутая из чрева Крона Гера, был о-в Самос.
2 Самос — о-в Самос (Греция).
3 Фила — родоплеменное подразделение, вначале родовая, впоследствии
территориально-политическая община. В Аттике было 4 филы, в Спарте — 3, у
персов — 12.
4 Анкай — сын самого Посейдона, вождь племени леле-гов, населявших побережья
Эллады до заселения их эллинскими племенами в историческое время. Этот герой
вывел свой народ с островов и побережий Ионийского Понта на о-в Самос
(Парфению). Анкай прославился как один из участников похода аргонавтов (первая
четверть II тыс. до н. э.):
Прибыли также и двое других сыновей Посейдона —
Первым Эргин,
что покинул Милета преславного город,
Вслед же за ним надменный Анкей,
что оставил твердыню Геры, богини имбрасской,
Парфению.
Оба хвалились
Тем, что равно им и дело морское знакомо, и битва.
(Аполлоний Родосский. «Аргонавтика», 1:185——189.
Пер. Церетели.)
Как следует из стиха, Анкай обитал на о-ве Самос до плавания аргонавтов.
5 Лелеги — древняя этническая группа носителей особой индоевропейской языковой
ветви, близкой хетто-лу-вийским языкам. Считались потомками Зевса, через сына
его Лакедемона.
6 Аргонавтика — поход героев на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном
(шкурой) чудесного барана Фрикса.
7 Сама — ныне г. Сами на о-ве Кефалиния (Греция).
8 Кефалления — о-в Кефалиния (Греция). Так как эллины называли Кефалленией не
только совр. о-в Кефалинию, но и целую морскую область, куда кроме островов
Кефалления, Закинф, Итака и Дулихий входил также и остров Сама, остается не
совсем понятной фраза «заселивший Саму, что в Кефал(л)ении».
9 Оракул Пифии дельфийской — древнее прорицалище сакрального города Дельфы
близ совр. г. Дельфы в области Фокида, Греция.
10 Фессалия — область в сев.-вост. части Греции, ныне округа гг. Ларисса,
Трикала, Волос и Кардица.
11 Аркадия — центральная область южной Греции.
12 Эпидавр — древний город, на месте которого теперь находится г.
Палеа-Эпидаврос, Греция.
13 Халкида — имеется в виду то ли древний город на о-ве Эвбея, на месте
которого теперь находится г. Халкис, то ли одноименный город в южной Элиде
(Греция).
14 Афины — древний город в Аттике, на месте которого выросла современная
столица Греции.
15 Меламфилл (др.-греч. «темнолиственный, покрытый черной (темной) листвой») —
покрытый густым лесом.
16 Фратрии — родоплеменные подразделения, больше рода, но меньше племени,
внутри которых были запрещены браки.
17 Финикиец — зд.: родом из Леванта. Когда-то территория современного Леванта
(Ливан, Сирия, Израиль) была населена потомками Фойника, говорившими на
индо-арийских диалектах. В процессе завоевания Леванта семитскими этносами
(евреями, арамейцами) эти индоарийские этнические группы были ассимилированы и
превратились в исторических ханаанеян (финикийцев). Этноним «финикиец» может
означать как потомка семитского, так и индоевропейского рода.
18 Сирией, — этноним, возникший в постассирийскую эпоху (после 610 г. до н. э.
); обозначал всех жителей областей Леванта, некогда входивших в состав
Ассирийской державы (IX—VII вв. до н. э.). Само слово является адаптацией в
иноязычной среде этнонима «ассириец» («пр
|
|