|
воин, умерший молодым, выпадает из этого ряда.
Причины путаницы образов двух Эвфорбов в пифагорейской традиции сокрыты либо в
ошибках писателей и комментаторов, либо в сознательном символическом
кодировании, столь свойственном пифагорейцам. Возможно, игра именами и смыслами
с целью утаить первичную идею от непосвященных уходила корнями в глубокую
древность и бытовала еще в среде пифагорейцев старшего поколения.
Позднейшие пифагорейцы могли уже вовсе не понимать этого символа и трактовать
имя Эвфорба буквально, используя текст «Илиады». Возможно и третье объяснение:
дарданец Эвфорб и фригиец Эвфорб — один и тот же мифологический персонаж, о
котором до нас дошло два разных сюжета. А несовместимость характеристик —
результат краткости и фрагментарности сообщений.
5 Гермотим из Клазомен (VII в. до н. э.) — мыслитель, считавший, как и
Анаксагор, верховным началом бытия разум.
Клазомены — ионический город, входивший в союз 12 городов. Руины расположены
между г.Урла и с. Кызыл-бахче в вилайете Измир, Турция.
6 Бранхиды — место близ Милета с храмом Аполлона Дидимского. При этом
святилище служили потомки Бран-ха, сына Аполлона и милетянки, основавшего храм.
Бранхиды стали важнейшим религиозным и культовым центром всей Ионии (побережье
вилайета Айдын, Турция).
7 Менелай — сын Атрея, брат Агамемнона, муж Елены.
8 Троя — в наст, время руины древнего города близ с. Трова в вилайете
Чанаккале, Турция.
9 Пирр с Делоса (о-в Дилос, Греция) — рыбак, видевший пророческие сны.
РОЖДЕНИЕ, ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
Мать Пифагора, Партения (Партения — прозвище Геры1 и одно из названий о-ва
Самос2), происходила из семьи и родственной филы3, ведущей свой род от Анкая4
(вождя племени лелегов5, населявшего побережье Эллады до прихода греческих
племен, участника Аргонавтики6), основателя колонии на о-ве Самос.
По преданию, Анкай, рожденный от самого Зевса, поселился на острове Саме7
(Кефаллении)8 в одноименном городе. Он превосходил прочих славой,
рассудительностью, молвой о его добродетели и величием души. Анкай обратился с
вопросом к оракулу Пифии дельфийской9 о месте колонии, которую он намеревался
основать. Пифия изрекла пророчество:
Самос, остров морской, тебя, Анкай, побуждаю
Я заселить, он зовется Филлида
(«обильный листвою»),
Взявши людей из Кефаллены, Фессалии10
и Аркадии11,
Присоединив жителей Эпидавра12,
Халкиды13, Афин14
И встав во главе их всех, остров велю заселить,
Который зовут Меламфиллом15, из-за добрых почв.
И город назови Самосом, подобно городу Саме.
(Здесь и далее без ссылок перевод составителя)
Колония (АПОIКIА) была основана жителями Самы согласно предсказанию оракула.
Колонисты перенесли на новое место все свои прежние представления о духовной и
общественной жизни: почести богам, порядок жертвоприношений, деление на роды и
фратрии16. Родители Партении происходили из рода славного Анкая.
Отец Пифагора был неким финикийцем17 (по другим сведениям — сирийцем18 или
тирийцем19), родом из города Тира20. Этот дактилиоглиф21, а впоследствии
хлеботорговец, приплыл на Самос по торговым делам и удостоился за добрую
проксению (гостеприимство22) самосского гражданства и греческого имени Мнесарх
(MNH?APXO?)23.
Клеанф24 в V книге своих «Мифических повествований» говорит, будто Мнесарх был
сирийцем из сирийского города Тира, который однажды в неурожайный год приплыл
на Самос по торговым делам и устроил раздачу хлеба. За это он был удостоен
самосского гражданства.
Другие говорят, что Мнесарх был сыном Мармака, внука Гиппаса, правнука
Эвтифрона и праправнука Клеонима, Флиунтского25 изгнанника, и так как Мармак
проживал на Самосе, то принято считать, что Пифагор — самосец.
Диоген в книге «Чудеса по ту сторону Туле26» сообщает, что Мнесарх был
тирренцем — из тех тирренцев27, которые заселили Лемнос28, Имброс29 и Скирос30,
что он объездил много городов и стран.
Клеанф упоминает также о двух старших братьях Пифагора — Евносте31 и Тиррене32.
1. Аполлон посылает на землю душу-спутницу для воплощения в ребенке Партениды
Мнесарх взял по любви в жены Партениду, превосходившую красой всех самиянок, и
жил с ней счастливо. Богами было суждено, чтобы молодожены зачали дитя.
Душа будущего Пифагора была ниспослана людям волей Аполлона, ибо она состояла
в близком родстве с сияющим духом этого бога и уже давно была его спутницей33
(?YNOПA?O?) в небесном воинстве богов и даймонов. Эта душа и воплотилась в
чреве Партениды.
Когда однажды Мнесарх-самосец вместе с молодой женой, у которой признаки
беременности еще не были явными, оказался во время своей торговой поездки в
Дельфах, он спросил оракула о своем будущем плавании в Финикию. Пифия изрекла:
Плаванье прибыльным будет и очень удачным,
Фебу34, Зевесову сыну,
рож
|
|