|
ригийский музыкальный лад. Фригийская аристократия хоронила умерших в
скальных склепах и под курганами, которые нередко становились местами культа. В
695 г. до н. э. фригийское царство было уничтожено киммерийцами, около 600 г.
до н. э. вошло в состав Лидии, а в 547-545 гг. до н. э. было надолго включено в
состав персидской державы.
8 Дауния — древнее название Апулии (Италия) по имени мифического царя Давна,
обожествленного родоначальника аборигенов.
9 Тарент — дорич. Тарант, спартанская колония, основанная в 708 г. до н. э.
Славился своими пурпурными тканями и керамикой. Тарант пережил свой золотой век
позже эпохи Пифагора, но там долго сохранялась пифагорейская школа. Ныне г.
Таранто, Апулья, Италия.
10 Музыка сфер — зд.: звучание мантр.
11 Музы — девять дочерей титаниды Мнемосины и Зевса, покровительницы
искусств: Эрато (эротическая поэзия, лирика), Евтерпа (игра на флейте),
Каллиопа (стихосложение), Клейо или Клейо (проза, историография),
Мельпомене или Мельпомена (трагедия), Полигимния или Полимния (гимнография,
гимническая поэзия), Терпсихора (пляска под аккомпанемент лиры), Фалейя
(комедия), Урания (астрономия и астрология). У всех девяти Муз была общая цель:
содействовать согласию и гармонии в вещах.
СЕМЬЯ. СХОЛА. ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ
СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца
Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой
окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком шаре глобуса.
Пифагор был женат на критянке Теано, дочери Пифонакта, от которой у него были
дети: сыновья Телавг, ставший схолархом (главой школы) после него, Мнемарх,
умерший раньше отца, и Аримнест, а также дочери Мия, Аригнота и Дамо.
Сын Пифагора Аримнест, вернувшись из изгнания, посвятил храму Геры бронзовый
дар, имевший около двух локтей в диаметре, на котором была написана следующая
эпиграмма:
Меня посвятил любимый сын Пифагоров Аримнест,
Открывший много мудреных пропорций.
(Пер. А. В. Лебедева)
На этом сосуде были выбиты семь пропорций, среди которых была и пропорция
золотого сечения 13:8=8:5=5:3. Сим-гармоник уничтожил этот дар и, присвоив одну
из начертанных на нем формул, обнародовал ее как свою собственную. Всего было
записано семь пропорций, но из-за той, которую похитил Сим, исчезли и остальные.
Мнемарх, один из сыновей Пифагора, умер раньше отца, а Телавг стал преемником
отца.
«Телавг, славное чадо Теано и Пифагора», как полагают некоторые, стал учителем
Эмпедокла. Пифагор оставил записки «Священного Слова Орфея» сыну Телавгу,
малолетнему, и Битале, дочери Дамо. Так как Мнемарх к тому времени уже умер,
Телавг стал главою школы пифагорейцев и преемником отца.
Мия, дочь Пифагора, порожденная им после женитьбы на Теано и выданная
впоследствии замуж за Менона-кротонца (другие говорят Милона), так держала себя,
что, будучи незамужней, была первой в хороводе кротонских девиц, а став женой
— обладала правом первой подходить к алтарям и предводительствовать кротонскими
женами.
СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики)
образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно
и тайным мужским союзом, и образовательным институтом, и обществом взаимопомощи.
Школа Пифагора — самая первая и самая знаменитая из всех школ греческих
философов.
Когда к нему приходили новички и изъявляли желание учиться у него, он давал
согласие не сразу, но лишь после проверки и оценки их тел, характера и
способностей.
Сперва он расспрашивал кого-нибудь о том, как они себя ведут с родителями и
остальными домашними, а затем сам, наблюдая несвоевременный смех или молчание,
телодвижения и состояние покоя, разговорчивость сверх должной меры, а также
другие их порывы, Пифагор делал вывод, каковы они сами, их знакомые и в чем
состоит их общение; с кем они в основном проводят время и кто из встреченных
ими людей вызывает у них радость или огорчение.
Кроме того, он наблюдал их внешний вид, походку и все телодвижения в целом.
Распознавая людей по отличительным признакам, свойственным их природе, Пифагор
обнаруживал по внешним проявлениям сокрытый в душе нрав.
Того, кто выдерживал эту проверку, Пифагор держал в ожидании еще три года,
проверяя, много ли в этом человеке твердости и истинной любви к учению и
достаточно ли он укрепился в решении, чтобы презирать почести.
После этого пришедшим предписывалось пятилетнее молчание — наиболее трудный
вид воздержания. Это испытание было завещано нам теми, кто учредил мистерии.
Стремящиеся к познанию назывались слушателями1 (AKOY?MATIKOI). Им позволялось
слушать беседы Пифагора с учениками-эсотериками, находясь вне занавеса.
К этому времени имущество, которым до поступления в схолу обладал каждый,
переход
|
|