|
ло в общую собственность и передавалось специально назначенным для
этого лицам, которые назывались «государственниками (ПО????КО?)2». Некоторые из
них были «хозяйственниками (OIKONOMIKOI)3» и «законоположенниками
(NOMO?ETIKOI)4». Всех их назначали из числа слушателей (AKOY?MATIKOI), которые
занимались предварительным очищением души, готовясь принять посвящение.
Ученики (MA?HMATIKOI), которых также называли эсотериками (EZ?TEPIKOI)5,
посвященные в тайны учения, вопросами практического управления общиной
пифагорейцев и распоряжения имуществом уже не занимались.
Тех, кого после испытания их образа жизни и других нравственных достоинств
признавали достойными участвовать в изучении основных положений учения Пифагора,
после пятилетнего молчания переводили в группу эсотериков. Допущенные внутрь,
они слушали за завесой самого Пифагора, созерцая его непосредственно. До этого
они, находясь по ту сторону завесы и ни разу не видя Пифагора воочию, просто
слушали его речи все то время, пока их нравы были предметом испытания.
Получив возможность находиться внутри занавеса, ученики-математики еще восемь
лет могли общаться с самим Пифагором, после чего он отпускал их, предоставляя
возможность самостоятельно совершенствоваться и обучать других.
Сам Пифагор, говорят, стоял во главе школы тридцать девять лет, а всего он
прожил почти сто лет. Покидая Кротон, он передал руководство школой Аристею,
который был самым старшим.
Таким образом, преемником Пифагора и первым схолархом был Аристей, сын
Дамофонта, кротонец, сверстник Пифагора. Аристей удостоился руководства школой
благодаря своему исключительному превосходству над другими в понимании
основоположений пифагорейского учения.
После Аристея школой руководил Мнемарх, сын Пифагора, умерший еще при жизни
отца.
Мнемарха сменил Булагор, при котором произошло разграбление Кротона. Говорят,
что кротонцы были побеждены локрийцами6.
После него школой руководил Гартид из Кротона, возвратившийся из путешествия,
в которое отправился перед войной. Однако из-за несчастья, случившегося с
отечеством, он ушел из жизни. После этих событий Кротон утратил свое былое
могущество. Гартид был единственным пифагорейцем, который умер от горя.
Остальные же пифагорейцы, дожив, как правило, до глубокой старости, как бы
освобождались от оков тела.
Впоследствии школой руководил Арес из Левкании (Лукании), спасенный какими-то
чужестранцами во время взятия Кротона неприятельским войском. К нему приехал
Диодор из Аспенда7, которого приняли из-за малочисленности людей в школе.
Диодор же, вернувшись в Элладу, перенес пифагорейские идеи туда.
ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ПИФАГОРА
Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался
свободным и нажил богатое состояние.
Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршественный зал)
по ионийскому образцу и стал принимать в нем знатнейших гетов и фракийцев.
Задавая им угощения на славу, Залмоксис поучал, что ни сам он, ни они, ни их
потомки до бесчисленных колен не умрут, но придут в страну, где обретут вечную
жизнь и всевозможные блага.
Себе он соорудил подземную комнату. Сойдя в нее, Залмоксис исчез из среды
гетов. Соотечественники тосковали о нем и скорбно оплакивали, как умершего. Его
мать тем временем тайно носила ему еду и деревянные дощечки, на которых
записывала все происходящее на земле. Так он прожил три года.
На четвертый год Залмоксис явился гетам, тощий как скелет, и объявил, что
прибыл из царства Аида. Он рассказывал о странствиях его души в царстве Аида и
о том, что произошло за время его отсутствия на земле. Геты были так потрясены,
что уверовали его учению.
Залмоксис установил законы для гетов и вселил в них мужество, убедив, что душа
бессмертна.
Еще и поныне галаты и траллы9 и многие из варваров, обитающих у Истра10, учат
своих сынов, что душа умерших не разрушается, но пребывает вечно, и потому не
нужно бояться смерти, а надо смело идти навстречу опасности.
Абарид (?ОГО? ПРО? ABAPIN)
Абарид, воздухоход и чудотворец, был старшим и самым опытным в богослужении
жрецом Аполлона в стране Гиперборейцев11. Он прибыл с острова Гиперборейцев на
Делос для возобновления старинной дружбы народа, к которому он принадлежал, с
жителями острова Делос, на котором родился и особо почитался Аполлон.
Абарид пришел, собирая золото для храма Аполлона и предсказывая мор.
Он отправился в путь из храма со стрелой12, сев на которую, преодолевал реки,
озера, болота и горы. Обращаясь к стреле с нужными словами, он проводил
очищения, изгонял чуму, отводил бури от городов. Абарид останавливался в
святилищах, и никто не видел, чтобы он ел и пил.
Лакедемон после проведенного Абаридом очищения уже не страдал от чумы, хотя
прежде эта болезнь часто поражала его из-за тяжелого воздуха в том месте, где
он расположен,— Тайгетские горы13 порождают сильное давление в долине. С той
поры, как Абарид принес отворотные жертвы, в Лакедемоне никогда не было мора.
Абарид также очистил от болезни город Кносс14 на Крите, а в Афинах ему
устроили торжественное прибытие.
Собрав в Элладе золото в дар богу Аполлону Гиперборейскому, Абарид направился
на родину, чтобы положить его в храм этого бога. По пути, в Италии, он увидал
Пифагора. Тщательно сопоставив
|
|