|
спуститься к
нему и, погладив, отпустил назад.
Человека, собиравшегося сообщить ему о смерти сына, он опередил, сказав о ней
сам.
Пифагор доподлинно знал, что до Троянской войны он был Эталидом, во время
Троянской войны — Эвфор-бом, позже Гермотимом из Клазомен, потом рыбаком Пирром
на Делосе. Он помнил все прежние воплощения своей души и знал, что с ним
случится в будущем.
Удивление вызывает и строжайшая засекреченность пифагорейского учения: в
течение стольких поколений никому не попадали в руки никакие записи
пифагорейцев вплоть до времени Филолая.
ЧУДЕСНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПИФАГОРА
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он
был наделен еще с детства.
Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с
речью перед детьми, произнес перед ними речь детскую, перед женщинами — речь,
подходящую для женщин, перед правителями или эфебами — речь, соответствующую их
развитию и уровню понимания.
Он имел дар повелевать животными, привлекая, удерживая и укрощая их силой
исходящего из его уст голоса.
Пифагор пел под аккомпанемент лиры с особенным вдохновением и отчетливой
декламацией.
При помощи музыки помогал видеть вещие сны.
Невыразима и трудно постижима способность Пифагора напрягать свой слух и
доходить умом до высших созвучий миропорядка, воспринимая всеобщую гармонию
сфер10, звучание (POIZO?) движущихся по ним светил и их согласное пение.
Пифагор слышал музыкальную волну, исходящую от отдельных светил. Ему одному из
всех живущих на земле были понятны и слышны космические звуки. Звуки семи
планет, неподвижных звезд и того светила, что находится напротив, по другую
сторону центрального очага мироздания, и называется Противоземлей, он
отождествлял с девятью Музами11, а согласие и созвучие их всех в едином
сплетении, вечном и безначальном, от которого каждый звук есть часть и
истечение, он называл Мнемосиной.
Пифагор имел более совершенные, чем у других, органы зрения, слуха, мышления.
Ему была присуща способность общения с богами во снах и наяву.
Пифагору были свойственны такие проявления душевной чистоты, которые
появляются в представлениях, возникающих во время снов.
Удивление вызывал и бесстрастный лик Пифагора: лицо его являло всегда одно и
то же расположение духа. От наслаждения оно не распускалось, от горя — не
стягивалось, не выказывало ни радости, ни тоски; и никто не видел его ни
смеющимся, ни плачущим.
Пифагор обладал удивительными способностями предсказывать землетрясения,
быстро прекращать чуму, мгновенно останавливать бури, ливни и град,
умиротворять речные и морские волны, чтобы друзья его могли легко переправиться.
Более всего Пифагор старался развивать память, так как ничто не содействует
приобретению знаний, опыта и рассудительности в такой степени, как память.
Сам Пифагор, путешествуя повсюду без сопровождения и перенося тяжелые труды и
опасности, благородно совершал мужественные поступки.
С полным презрением относился к тому, что считается страшным, как к чему-то не
заслуживающему внимания. Он не знал страха смерти.
Все четыре способности души были развиты в нем гармонично. Мышление облегчало
познание и суждение. Чувство подсказывало безошибочно, насколько та или иная
вещь важна и полезна. Ощущение было столь развито, что передавало ему все
тонкости зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Интуиция позволяла ему
всегда верно угадывать причины и следствия происходящего, приоткрывать покровы
над скрытой подоплекой и предрекать грядущее.
КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729
г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия.
2 Кавлония — др.-греч. колония на восточном побережье Бруттия (близ совр.
Рочелла Ионика), разрушенная во время второй пунической войны (218—201 гг. до н.
э.).
3 Каса, Несс — др.-греч. имена рек в Южной Италии.
4 Тавромений — др.-греч. колония, ныне Таормина.
5 Мидас — имя мифического и нескольких исторических царей Фригии, древнего
государства в Анатолии. В частности, фригийский царь Мидас, сын Гордия, правил
в 729—699 гг. до н. э. и завещал свое царство Аполлону Дельфийскому. Погиб,
обороняя свою страну от нашествия киммерийцев.
6 Гордый — имя нескольких царей Фригии: Гордий I (758—729 гг. до н. э.),
Гордий II (699—695 гг. до н. э.) — отец и сын царя Мидаса.
7 Фригия — древняя страна в западной и центральной частях Анатолии, заселенная
в первой четверти II тыс. до н. э. родственной эллинам этнической группой. В
VIII в. до н. э. фригийцы создали царство со столицей в г. Гордионе, которое
дало миру культы Великой матери Кибелы, Аттиса и сатира Марсия, фригийскую
флейту и
|
|