|
ся снова.
Когда он был Эталидом2 и считался сыном Гермеса3, тот сказал ему, чтобы он
выбирал все, что угодно, кроме бессмертия. Тогда он попросил, чтобы при жизни и
после смерти он сохранял память о том, что с ним произошло в жизни. Его просьба
была исполнена: когда он умер, то в следующих воплощениях сохранил память обо
всем происшедшем.
По прошествии времени его душа вошла в Эвфорба4. Эвфорб рассказывал о том, что
некогда был Эталидом и получил от Гермеса дар; он описывал странствия своей
души после смерти Эталида: во сколько растений и животных она вселялась по пути,
что претерпела в царстве Аида и что происходит там с прочими душами.
Когда умер Эвфорб, его душа перешла в Гермотима Клазоменского5, который, желая
доказать, что его душа прежде была воплощена в тело Эвфорба, вернулся в
Бранхиды6 и, войдя в храм Аполлона, опознал щит Эвфорба, пожертвованный храму
Менелаем7, который посвятил щит Аполлону, возвращаясь на корабле из Трои8. Щит
к тому времени уже истлел, осталась только облицовка из слоновой кости. Вообще
же этот Гермотим из Клазомен прославился тем, что душа его во время сна
странствовала на большие расстояния и многое повидала и услыхала. Он создал
учение о космическом разуме (NOY?) — демиурге, который привел в движение
вселенную, о бессмертии этого разума и человеческой души (?YXH).
Когда умер Гермотим, он стал Пирром9, делосским рыбаком. И опять помнил все:
как прежде был Эталидом, потом Эвфорбом, затем Гермотимом, который теперь
воплотился в Пирре.
Когда же умер Пирр, он стал Пифагором и тоже помнил обо всем, что с ним
происходило до этого.
Таковы были прежние воплощения души Пифагора и ее странствия, прежде чем она
вошла в плод Партениды.
КОММЕНТАРИИ
1 Палингенесия — возрождение, рождение снова (др.-греч.).
2 Эталид, сын Гермеса — жил еще до Девкалионова потопа. {Гомер, «Илиада». Пер.
Гнедича.)
3 Гермес — сын плеяды Майи и Зевса, олицетворение психической энергии
мышления и слова, проводник душ умерших в царство теней.
4 Эвфорб, сын Панфоя — дарданский герой, нанесший рану Патроклу и сраженный
затем Менелаем. Несколько отрывков из Илиады повествуют об этом герое:
Стал он [Патрокл] как бы обаянный.
Приблизился с острою пикой
С тыла его — и меж плеч
поразил воеватель дарданский,
Славный Эвфорб Панфоид,
который блистал между сверстных
Ног быстротой, и метаньем копья,
и искусством возницы;
Он уже в юности двадцать бойцов сразил с колесниц их,
Впервые выехав сам на конях, изучаться сраженьям.
Он, о Патрокл, на тебя устремил оружие первый,
Но не сразил; а, исторгнув из язвы огромную пику,
Вспять побежал и укрылся в толпе; не отважился явно
Против Патрокла, уже безоружного,
стать на сраженье.
…………………………………………….
«Пагубный рок, Аполлон, и от смертных —
Эвфорб-дарданиец
В брани меня поразили, а ты уже третий сражаешь».
(Гомер. «Илиада», XVI, 806—815, 849—850)
***
Но не мог пренебречь и Эвфорб,
знаменитый копейщик,
Падшего в брани
Патрокла героя;
приблизился к телу,
Стал и воскликнул
к могучему в битвах царю Менелаю:
«Зевсов питомец, Атрид, повелитель мужей, удалися,
тело оставь, отступись от моей ты корысти кровавой!
Прежде меня ни один из троян и союзников славных
В пламенной битве
копьем не коснулся Патроклова тела.
Мне ты оставь меж троянами
светлою славой гордиться;
Или, страшися, лишу и тебя я сладостной жизни!»
Вспыхнувши гневом, воскликнул Атрид,
Менелай светлокудрый:
«Зевсом клянусь,
не позволено так беспредельно кичиться!
Столько и лев не гордится могучий,
и тигр несмиримый,
Ни погибельный вепрь, который и большею, дикий,
Яростью в персях свирепствуя,
грозною силою пышет,
Сколько Панфоевы дети, метатели копий, гордятся!
……………………………………….
Так и твою сокрушу я надменность,
когда ты по
|
|