Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Парменид - О природе.
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
Парменид
О природе.
Фр.1 Кони, несущие меня, куда только мысль достигает 
Мчали, вступивши сщ мной на путь божества многовещий, 
Что на крылах во Вселенной ведет познавшего мужа, 
Этим путем я летел, по нему меня мудрые кони, 
5. Мча колесницу, влекли, а Девы вожатыми были. 
Ось, накалившись в ступицах, со скрежетом терлась о втулку, 
(Ибо с обеих сторон ее подгоняли два круга, 
Взверченных вихрем), как только Девы Дочери Солнца, 
Ночи, покинув чертог, ускоряли бег колесницы 
10. К свету, откинувши прочь руками с голов покрывала. 
Там - Ворота путей Дня и Ночи, объемлемы прочно 
Притолокой наверху и порогом каменным снизу. 
Сами же - в горном эфире - закрыты громадами створов, 
Гроздновозмездная Правда ключи стережет к ним двойные. 
15. Стали Девы ее уговаривать ласковой речью 
И убедили толково засов, щеколдой замкнутый, 
Вмиг отпереть от ворот. И они тотчас распахнулись 
И сотворили зиянье широкоразверстое створов, 
В гнездах, один за другим повернув многомедные стержни, 
Все на гвоздях и заклепках. И ее - туда, чрез ворота, 
Прямо направили Девы упряжку по торной дороге. 
И богиня меня приняла благосклонно, десницей. 
Взявши десницу, рекла ко мне так и молвила слово: 
"Юноша, спутник бессмертных возниц ! О ты,что на конях, 
Вскачь несущих тебя, достигнув нашего дома, 
Радуйся! Ибо тебя не злая Судьба проводила 
Этой дорогой пойти - не хожено здесь человеком - 
Но закон вместе с правдой. Теперь все должен узнать ты: 
Как убедительной Истины непогрешимое сердце, 
Так и мнения смертных, в которых нет верности точной. 
Все ж таки ты узнаешь и их: как надо о мнимом 
Правдоподобно вещать, обсуждая все без изъятия. 
Фр.5 Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же 
Я вернусь 
Путь Истины 
Фр.2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав, 
Что за пути изысканья единственно мыслить возмозжно. 
Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно": 
Это - путь убежденья (которое Истине спутник). 
5. Путь второй - что - "не 0 1есть" и "не быть должно неизбежно": 
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, 
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить... 
Фр.3 ... Ибо мыслить - то же, что быть... 
Фр.6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь 
Есть, а ничто не есть:прошу тебя это обдумать. 
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья, 
А затем от того, где люди, лишенные знанья, 
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит 
В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи 
Мечутся, глухи и слепв равно, невнятные толпы, 
Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же 
И не тем же, но все идет на попятную тотчас. 
Фр.7 Нет, никогда не вынудиь это: "не сущее - суще". 
Но отврати свою мысль от сего пути изысканья, 
Да не побудит тебя на него многоопытный навык 
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом щумящим, 
Фр1. И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод 
Фр.8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, 
"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных, 
Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже, 
Целым, единородным, безлорожным и совершенным. 
5. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу 
"Есть", одно, сплошное.Не сыщешь ему ты рождения. 
Как, откуда взросло ? Из не - сущего ? Так не позволю 
Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо 
Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила 
10. Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться 
Так что иль быть всегда, или не быть никогда ему должно. 
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, 
Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то 
Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, 
15. Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем: 
Есть или не есть ? Так вот, решено, как и необходимо, 
Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный. 
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. 
Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в прошлом" ? 
20. "Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет". 
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала. 
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: 
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше, 
что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. 
25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. 
Но в границах великих оков оно неподвижно, 
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель 
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод. 
30. И пребудет так постоянно: мощно Ананка 
Держит в оковах границ, что в круг его запирают, 
Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: 
Нет нужды у него, а будь, вовсем бы нуждалось. 
Тоже самое - мысль и то, о чем мысль возникает, 
35. Ибо без бытия о котором ее изрекают, 
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого 
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала 
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет 
все, что приняли люди, за истину то полагая: 
40. "Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно", 
"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий". 
Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно 
Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара, 
От середины везде равносильное, ибо не больше, 
45. Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. 
Ибо нет ни не - сущего, кое ему помешало б 
С равным смыкаться ни сущего, так чтобы тут его было 
Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо. 
Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах. 
50. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю 
Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты, 
Лживому строю стихов моих нарядных внимая. 
Смертные так порешили: 4назвать именами две формы, 
Коих одну не должно - и в этом их заблужденье. 
55. Супротив различили по виду и приняли знаки 
Врозь меж собою: вот здесь - пламени огнь эфирный, 
Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду, 
но не другому. А там - в себе и противоположно 
Знанья лишенную Ночь - тяжелое, плотное тело. 
60. Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный, 
Да не обскачет тебя какое воззрение смертеных 
Фр.4 Виждь, однако, умом: От-сущее верно при-суще, 
Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке, 
Ни распыляя его повсюду всяко по миру, 
Ни собирая в одно... 
Фр.9 Но коль скоро все вещи названы "Светом"и "Ночью", 
Качество и их нареклись отдельно этим и тем вот, 
Все наполнено вместе Светом и темною Ночью, 
Поровну тем и другим, поскольку ничто ни причастно 
5. Ни тому, ни другому. 
Фр.10 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире, 
Знаки, и чистой лампады дела лечезарного Солнца 
Незримотрворимые, также отсюда они народилтсь. 
И круглоокой Луны колобродные также узнаешь 
Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает, 
Как и откудаоно народилось, как его приковала 
Звезд границы стеречь Ананка... 
Фр.11 ... как Земля и Солнце с Луною, 
Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также 
Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились 
Вдруг рождаться на свет... 
Фр.12 Те, кто поуже венцы, огнем беспримесным полны, 
Те, что за ними - Ночью, но брызжет пламени доля, 
А посреди них - богиня, которая всем управляет. 
Всюду причина она проклятых родов и случки, 
5. Самку самцу посылая на случку, равно и наротив: 
Самке - самца. 
Фр.13 Первым из всех богов она сотворила Эрота... 
Фр.14 Свет ночезарный, чужой, вкруг Земли бродящий... 
Фр.15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного Солнца. 
Фр.16 Смесь какова всякий раз многоблужных членов, такая 
Людям и мысль призодит на ум: тождественна, право, 
С тем, что она сознает, природа членов и в людях, 
И во всех, и во всем, ибо мысль - это то, что в избытке. 
Фр.17 Мальчиков справа, а девочек слева... 
Фр.19 Так родились эти вещи согласно мненью и ныне 
Суть, а потом, коль скоро однажды возникли, - и погибнут, 
Люди же каждлй из них нарекли примиметное имя. 
Парменид "О природе" (фрагменты из произведений ранних греческих философов 1) ч.
1. Изд-во Наука, 1989 
 

 
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-