|
ик Мелет,
«молодой и неизвестный, с гладкими волосами, скудной бородкой и крючковатым
носом», и неизвестный ритор Ликон [74 - J. Burnet. Greek Philosophy, from
Phales to Plato, p. 180.]. Они утверждали, что Сократ виновен в том, что не
поклоняется тем богам, которых признает государство, но вводит другие, новые
божества, и что он виновен в развращении молодежи, так как учил ее тому же
самому.
Оставив в покое неразрешимый вопрос об отношении платоновского Сократа к
действительному Сократу, посмотрим, что заставляет Платон говорить его в ответ
на это обвинение.
Сократ начинает с того, что обвиняет своих обвинителей в ораторском искусстве и
опровергает это обвинение в применении к самому себе. Он говорит, что
единственное ораторское искусство, на которое он способен, — это говорить
правду. И они не должны сердиться, если он будет пользоваться привычным для
него способом выражения и не произнесет «разнаряженной речи, украшенной, как у
них, разными оборотами и выражениями» [75 - Платон. Апология Сократа, с. 83.].
Ему было уже за 70 лет, и он никогда до этого не бывал в суде; поэтому они
должны извинить его несудебную манеру речи.
Он сказал затем, что, кроме его официальных обвинителей, он имеет многих
неофициальных обвинителей, которые, с тех пор когда эти судьи были еще детьми,
говорили, что «будто бы есть некто Сократ, человек мудрый, который испытует и
исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду»
[76 - Там же, с. 84.]. Считают, говорит Сократ, что такие люди не верят в
существование богов. Это старое обвинение со стороны общественного мнения более
опасно, чем официальное обвинение, тем более что Сократ не знает, кто эти люди,
от которых оно исходит, за исключением Аристофана [77 - В комедии Аристофана
«Облака» Сократ изображен отрицающим существование Зевса.]. Отвечая на эти
старые враждебные доводы, Сократ указывает, что он не является ученым, и
заявляет, что подобного рода знание «нисколько меня не касается» [78 - Платон.
Апология Сократа, с. 83.], что он не учитель и не берет платы за обучение. Он
высмеивает софистов и отрицает за ними знание, на которое они претендуют. После
чего он говорит: «и я постараюсь вам показать, что именно дало мне известность
и навлекло на меня клевету» [79 - Там же, с. 84.].
По-видимому, однажды у дельфийского оракула спросили, имеется ли человек более
мудрый, чем Сократ, и оракул ответил, что не имеется. Сократ заявляет, что он
был в полном недоумении, поскольку вовсе не признавал себя мудрым, хотя бог не
может лгать. Поэтому он отправился к людям, считавшимся мудрыми, чтобы
посмотреть, не может ли он убедить бога в его ошибке. Прежде всего Сократ
отправился к государственному деятелю, который «только кажется мудрым и многим
другим людям, и особенно самому себе» [80 - Платон. Апология Сократа, с. 88].
Сократ скоро обнаружил, что этот человек не был мудрым, и вежливо, но твердо
объяснил ему это. «Из-за того-то и он сам, и многие из присутствовавших
возненавидели меня» [81 - Там же, с. 88.]. После этого Сократ обратился к
поэтам и попросил их объяснить ему отдельные места в их произведениях, но они
не были в состоянии это сделать. «Таким образом, и о поэтах я узнал в короткое
время, что не благодаря мудрости могут они творить то, что творят, но благодаря
некоей природной способности, как бы в исступлении...» [82 - Там же, с. 89.].
Затем Сократ пошел к ремесленникам, но они также разочаровали его. В процессе
этого занятия, говорит он, у него появилось много опасных врагов. Наконец он
пришел к выводу, что «...в сущности, афиняне, мудрым-то оказывается Бог, и
своим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого
или вовсе даже ничего, и кажется, при этом Он не имеет в виду именно Сократа, а
пользуется моим именем ради примера, все равно как если бы он сказал: „Из вас,
люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего не стоит его
мудрость”» [83 - Там же, с. 90.]. Это занятие, состоявшее в том, чтобы
изобличать людей, претендующих на мудрость, отнимало у Сократа все его время и
способствовало его крайней бедности, но он считал своим долгом подтвердить
слова оракула.
Молодые люди, сыновья богатейших граждан, говорит Сократ, у которых бывает
больше всего досуга, с удовольствием слушают, как он испытывает людей, и часто
сами, подражая ему, пробуют испытывать других и тем самым способствуют
увеличению числа его врагов. «...Правду им не очень-то хочется сказать, я думаю,
потому что тогда обнаружилось бы, что они только прикидываются, будто что-то
знают, а на деле ничего не знают» [84 - Там же, с. 91.].
Это что касается первых обвинителей.
Теперь Сократ переходит к рассмотрению аргументации своего обвинителя Мелета, «.
..человека хорошего и любящего наш город, как он уверяет...» [85 - Там же, с.
91.]. Сократ спрашивает у Мелета, кто же те люди, которые делают молодых людей
лучшими. Сначала Мелет называет судей, затем под давлением он был вынужден шаг
за шагом признать, что все афиняне, кроме Сократа, делают молодых людей лучшими,
вслед за чем Сократ поздравляет город с его счастливой судьбой. Далее Сократ
говорит, что лучше жить с добрыми людьми, чем со злыми, и поэтому он не мог бы
быть таким безумным, чтобы намеренно развращать своих сограждан. Если же он
развращает их не намеренно, тогда Мелет должен был бы не привлекать его к суду,
|
|