|
, кто это «они»; можно лишь предположить, что
это те, которые сохранили чистоту.] становятся прорицателями, песнопевцами,
врачами,
И вождями у живущих на земле человеков,
Откуда вырастают в богов, всех превосходящих почестями.
Живущие у одного очага и сотрапезники других бессмертных,
Свободные от человеческих страданий, несокрушимые [52 - Фрагменты ранних
греческих философов, с. 412.].
Во всем этом, по-видимому, очень мало того, чего не содержалось бы уже в
учениях орфизма и пифагореизма.
Оригинальность Эмпедокла, исключая науку, состоит в его учении о четырех
элементах и в применении принципов Любви и Вражды для объяснения изменения.
Он отверг монизм и рассматривал ход вещей как регулируемый скорее случайностью
и необходимостью, чем целью. В этом отношении его философия была более научной,
чем философия Парменида, Платона и Аристотеля. В других отношениях он, правда,
молча соглашался с ходячими предрассудками; но и в этом он был не хуже многих
более поздних представителей науки.
Глава VII. АФИНЫ В ОТНОШЕНИИ К
КУЛЬТУРЕ
Величие Афин начинается в период между двумя персидскими войнами (490 и 480-479
годы до н.э.). До этого великих людей порождала Иония и Великая Греция
(греческие города Южной Италии и Сицилии). Победы Афин над персидским царем
Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и соединенного греческого флота под
афинским руководством над его сыном и преемником Ксерксом (480 год до н.э.)
создали им громадный престиж. На островах и на части побережья Малой Азии
против персов восстали ионийцы, и после того как персы были изгнаны с
греческого материка, они были освобождены Афинами. Спартанцы, которые
заботились только о своей собственной территории, не принимали в этом участия.
Афины, таким образом, стали господствующим членом в союзе против персов. На
основе устава союза всякое государство-участник было обязано или поставлять
определенное количество кораблей, или возмещать их стоимость. Большинство
избрало последнее, так что Афины приобрели морское превосходство над союзниками
и постепенно превратили союз в афинскую империю. Афины стали богатым городом,
преуспевающим под мудрым руководством Перикла, который управлял на основе
свободных выборов в течение почти 30 лет, до своего падения в 430 году до н.э.
Век Перикла был самым счастливым и самым славным временем в истории Афин. Эсхил,
который участвовал в персидских войнах, был зачинателем греческой трагедии.
Одна из его трагедий — «Персы», в которой он, порвав с обычаем брать
гомеровские сюжеты, повествует о поражении Дария. За ним вскоре последовал
Софокл, а за Софоклом — Еврипид, который, однако, застал мрачные дни
Пелопоннесской войны, последовавшей за падением и смертью Перикла. Он отразил в
своих пьесах скептицизм более позднего периода. Его современник, поэт Аристофан,
писавший комедии, высмеивает всякие «измы» с точки зрения дюжего и
ограниченного здравого смысла, в частности, он подвергает поношению Сократа как
человека, который отрицает существование Зевса и пробавляется бесовскими и
псевдонаучными мистериями.
Афины были захвачены Ксерксом, а храмы на Акрополе уничтожены пожаром. Перикл
посвятил свою деятельность их реконструкции. Им были построены Парфенон и
другие храмы, руины которых сохранились и ныне поражают наше воображение.
Скульптор Фидий был нанят государством, чтобы создать колоссальные статуи богов
и богинь. В конце этого периода Афины стали самым прекрасным и великолепным
городом эллинского мира.
Геродот — отец истории, происходивший из Галикарнасса в Малой Азии, но живший в
Афинах, — получил поддержку со стороны афинского государства и дал описание
персидских войн с афинской точки зрения.
Достижения Афин в эпоху Перикла, быть может, самая удивительная вещь во всей
истории. До
|
|