Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Бертран Рассел :: ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-
 
того времени Афины отставали от многих других греческих городов. 
Ни в искусстве, ни в литературе они не дали ни одного великого человека 
(исключая Солона, который был главным образом законодателем). И вдруг под 
влиянием победы и богатства, а также из-за необходимости реконструкции 
архитекторы, скульпторы и драматурги, оставаясь до сих пор непревзойденными, 
создали произведения, которые определили будущее [развитие этих искусств] 
вплоть до наших дней. Это станет еще более удивительным, когда мы примем во 
внимание немногочисленность участвующего в этом деле населения. Около 430 года 
до н.э. Афины имели максимальное население, которое исчислялось, как оценивают, 
примерно в 230 тысяч человек (включая рабов); население окружающей Афины 
сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности населению города. 
Никогда, ни до, ни после афинян, ни одно государство, приближающееся к 
афинскому по количеству населения, не говоря уже о занимаемой им площади, не 
было в состоянии создать произведения искусства столь высокого совершенства.

В философии Афины дали только двух великих людей: Сократа и Платона. Платон 
принадлежит к несколько более позднему периоду, но молодость и ранние годы 
зрелости Сократа приходятся на эпоху правления Перикла. Афиняне в достаточной 
мере интересовались философией, чтобы с жадностью слушать учителей из других 
городов. На софистов был большой спрос со стороны молодых людей, желавших 
учиться искусству ведения спора. В «Протагоре» платоновский Сократ дает 
замечательные сатирические описания пылких учеников, ловящих на лету слова 
знаменитого гостя. Перикл, как мы увидим далее, призвал в Афины Анаксагора, от 
которого Сократ, как он сам признает, усвоил идею о первенстве духа в творении.

Большинство платоновских диалогов, по замыслу их создателя, относится ко 
времени Перикла и рисует привлекательную картину жизни богатых. Платон 
принадлежал к аристократической афинской семье, он был воспитан в традициях 
того периода, который предшествовал времени, когда война и демократия разрушили 
богатство и безопасность высших классов. Описываемые им молодые люди, перед 
которыми не стояла необходимость работать, большую часть своего досуга 
проводили в занятиях наукой, математикой и философией; они почти наизусть знали 
Гомера и были критическими ценителями достоинств профессиональных декламаторов 
в поэзии. Позднее было открыто искусство дедуктивного рассуждения, которое во 
всех областях знания способствовало появлению новых теорий, как истинных, так и 
ложных. В тот век можно было, как в немногие другие века, быть как счастливым, 
так и разумным, а также счастливым благодаря разумности.

Но равновесие сил, породившее этот Золотой век, было непрочным. Угрозы ему 
исходили как изнутри, так и извне: изнутри — со стороны демократии, извне — со 
стороны Спарты. Чтобы понять, что произошло после Перикла, мы должны коротко 
рассмотреть раннюю историю Аттики.

Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным 
земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом, но в 
составе его населения постоянно увеличивался слой ремесленников и искусных 
мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей. Постепенно 
обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а зерно 
ввозить, главным образом с побережья Черного моря. Этот род занятий требовал 
больше средств, чем хлебопашество, и мелкие фермеры залезли в долги. В 
гомеровский период Аттика, как и другие города-государства Греции, имела 
монархический образ правления, но монарх стал просто религиозным деятелем без 
политической власти. Власть перешла в руки аристократии, подавлявшей как 
сельских земледельцев, так и городских ремесленников. В начале VI столетия до н.
э. Солоном было осуществлено компромиссное преобразование в интересах 
демократии; и большинство его мероприятий пережило последовавшую затем эпоху 
тирании Писистрата и его сыновей. К концу этого периода аристократы как 
противники тирании начали выступать за демократию. До падения Перикла 
демократические движения приводили к власти аристократию, как это было позже в 
Англии XIX века. Но под конец жизни Перикла вожди афинской демократии начали 
требовать большего участия в политической власти. В то же время его 
империалистическая политика, с которой было связано экономическое процветание 
Афин, вызвала усиливающиеся трения со Спартой, приведшие в конце концов к 
Пелопоннесской войне (431—404 года до н.э.), в которой Афины потерпели полное 
поражение.

Несмотря на политическое крушение, престиж Афин продолжал сохраняться, и на 
протяжении почти целого тысячелетия центр философии находился там. Александрия 
превзошла Афины в математике и в науке, но Аристотель и Платон принесли Афинам 
первенство в философии. Академия, где учил Платон, пережила все остальные 
школы; она продолжала существовать в качестве острова язычества в течение двух 
столетий после того, как Римская империя обратилась в христианство. Наконец, в 
529 году н.э. она была закрыта религиозным фанатиком Юстинианом, и в Европе 
наступили ве
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-