|
е, потому что он дымится. Эта
форма, соответствующая энтимеме, широко используется также и в индийских
философских трактатах. Джайнские логики Маникьянанди и Девасури191
придерживаются того же взгляда. Мимансаки и ведантисты признают только
трехчленный силлогизм. "Ведантапратибкаша" допускает либо первые три, либо
последние три члена192.
Как Ватсьяяна, так и Уддьйотакара спорят против попытки обойтись без последних
двух членов силлогизма193. Они согласны, что первый член силлогизма повторяется
в заключении, а четвертый представляет собой соединение второго с третьим. Хотя
с точки зрения логики они и не необходимы, они все же полезны в спорах,
поскольку подтверждают основание и определенно устанавливают истинность
суждения, выставленного в первом члене только гипотетически. Проводится
различие между пятичленным силлогизмом, полезным для убеждения других
(парартханумана), и трехчленным, достаточным для собственного убеждения
(свартханумана). Последний (то есть трехчленный) имеет дело с выводом как
процессом движения мысли и относится к науке открытия, тогда как первый (то
есть пятичленный) имеет дело с доказательством Гаутама и Канада ясно не
упоминают об этом различии, тогда как позднейшие логики допускают его194.
Прашастапада различает вывод для себя (сванишчитартха) и вывод для других
(парартха)195. Вывод для других (парартханумана) имеет скорее характер
формальной экспозиции. Мы видим холм и сомневаемся, есть ли на нем огонь или
нет. Заметив дым, мы вспоминаем связь между огнем и дымом и заключаем, что на
холме должен быть огонь. Когда же мы хотим передать эту мысль другим, мы
употребляем пятичленную форму196.
Несмотря на различия во мнениях относительно количества частей силлогизма, все
логики согласны в том, что самыми существенными частями правильного вывода
являются: вьяпти (всеобщая связь), или большая посылка, и пакшадхармата, или
меньшая посылка. Первая дает всеобщую связь признаков, а последняя
устанавливает, что субъект суждения обладает одним членом этой всеобщей
связи197. Это соответствует двум ступеням Дж.Ст.Милля, устанавливающим: 1)
какие признаки являются знаками других признаков и 2) обладают ли данные
отдельные предметы этими признаками.
Ни большая, ни меньшая посылка в отдельности не может обеспечить заключения.
Необходим синтез их обеих. Лингапарамарша, или принятие в расчет знака,
является существенным элементом процесса вывода. Согласно Гангеше, вьяпти, сама
по себе, есть непрямая причина выводного знания, тогда как лингапарамарша, или
принятие в расчет знака, есть ближайшая (чарамакарана) или главная причина
(карана) вывода198. Только тот может сделать вывод, кто способен свести воедино
наличие среднего термина в меньшем и связь среднего термина с большим199. Акт
вывода, однако, является внутренне единым.
Адвайта доказывает, что не существует такого явления, как вспоминание среднего
термина. Действующей причиной вывода является знание всеобщей связи; мы
вспоминаем ее и выводим заключение200. Это положение направлено, по-видимому,
против того взгляда, что мы прежде всего имеем акт восприятия, затем акт
вспоминания и уже затем акт вывода. Адвайта пытается доказать, что акт вывода
не является соединением двух суждений, а представляет собой единый процесс
(вьяпара), в котором воспринятый элемент (меньшая посылка) действует совместно
с оживленным в памяти общим принципом (большая посылка). Эти два элемента не
являются самостоятельными состояниями мысли и действуют в процессе вывода не
как определенные и самостоятельные ступени. В противоположность этому взгляду
наяйик, являющийся больше логиком, чем психологом, доказывает, что для вывода
необходим акт синтеза этих двух элементов.
Дигнага поднимает интересный вопрос о природе вещи, являющейся объектом вывода.
Мы не выводим огонь из дыма, поскольку он не представляет собой нового знания.
Мы уже знаем, что дым связан с огнем. Нельзя также сказать, что мы выводим
отношение между огнем и холмом, поскольку отношение предполагает две вещи,
тогда как в выводе мы имеем только одну вещь – холм, так как огонь не
воспринимается. То, что выводится, не есть ни огонь, ни холм, а огненный
холм201. Заключение есть суждение.
Наяйик не придавал большого значения различным положениям, в которых может
оказаться средний термин. Он рассматривал модус Barbara как типичный для
всякого силлогистического умозаключения. Использование положительных и
отрицательных случаев склоняло его к тому, чтобы рассматривать утвердительные и
отрицательные общие суждения как взаимно предполагающие друг друга. Всякий
вывод, строго говоря, поддерживается с обеих этих сторон202. Индийская логика
практически пользуется только одной фигурой и одним модусом. Из знания, что
субъект обладает некоторым признаком и что этот признак неизменно
сопровождается свойством, наличие которого мы хотим установить, мы выводим, что
субъект имеет это свойство. Принцип этого вывода выражается в терминах
сопутствия признаков. Если его перевести в термины отношения классов, то мы
получим dictum de omni et nullo. Все, что можно утверждать о всем классе, можно
утверждать и о каждом индивидууме, принадлежащем к этому классу. Детальные
различия фигур и модусов не необходимы для правильного мышления, хотя они и
представляют собой хорошую тренировку для мышления203. Аристотель признал, что
последние три фигуры204 могут быть сведены к первой. Ньяя даже в первой фигуре
признает только модус Barbara. Модусы Darii и Ferio ньяйей не употребляются,
потом
|
|