|
и полную эпистемологию,
объединяющую психологические, логические, метафизические и теологические
вопросы.
V. ПРИРОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Некоторые проблемы, обсуждаемые в "Ньяя-сутре", сначала ставятся в ней, затем
определяются и наконец исследуются69. Определение раскрывает существенную
природу (сварупа) вещи так, чтобы отличить ее от других. Функция определения и
заключается в этом отличении вещи от других, с которыми ее можно смешать70. Мы
можем отличить вещь и без раскрытия ее сущности. Асадхарана дхарма, или
собственный признак, также помогает нам в этом отличении Ошибки в определении
встречаются трех видов: ативьяпти, или распространение признака на объекты,
находящиеся вне определяемого класса, что встречается в слишком широких
определениях, когда, например, мы определяем корову как рогатое животное;
авьяпти, или ограничение признака одной частью определяемого класса, что
встречается в слишком узких определениях, когда, например, мы определяем корову
как животное рыжевато-коричневого цвета; асамбхава, или ошибка, состоящая в
приписывании объекту признака, которым определяемые объекты не обладают, когда,
например, мы определяем корову как животное с нераздвоенными копытами.
Определение устанавливает "характерный признак, присущий всем вещам,
обозначаемым определяемым термином, ни больше, ни меньше"71. Чтобы обеспечить
это, мы можем начать с указания на род и последовательно ограничивать его объем
через исключение излишних объектов посредством таких слов, как: "другой, чем"
(итара), "отличный от" (бхинна)72. Это – определение через род и видовое
отличие.
VI. ПРАТЬЯКША, ИЛИ ИНТУИЦИЯ
Из всех источников познания пратьякша, или интуиция, является самым важным.
Ватсьяяна говорит, что
"когда человек ищет знания определенной вещи и если ему скажет о ней
заслуживающее доверия лицо и он получит таким образом устное знание о вещи, то
у него все же имеется желание проверить сказанное посредством вывода, через
особо характерные данные, и даже после того, как он достигнет знания вещи
посредством вывода, он все же хочет видеть вещь своими глазами; но, если он
воспринимал вещь непосредственно, он больше ничего не хочет и не ищет
какого-либо иного знания о ней"73.
Слово "пратьякша" двусмысленно, так как оно употребляется как для обозначения
результата, то есть познания истины, так и для обозначения процесса или
операции, которая ведет к этому результату. Хотя слово "пратьякша"
первоначально обозначало чувственное восприятие, оно скоро стало обозначать
всякое непосредственное познание, как приобретаемое с помощью чувств, так и без
их помощи74. Гангеша определяет пратьякшу как прямое познание75. Это есть
познание, инструментальная причина которого сама не является познанием76. В
выводе, сравнении и устном свидетельстве мы имеем в качестве наших данных
посылки, или сходство, или нечто условно принятое. В памяти мы имеем знание
того, что познали раньше. В пратьякше знание не является антецедентом
(предшествующим условием). Познание бога, например, является прямым,
непосредственным и цельным и не обусловлено каким-либо другим познанием.
Гаутама определяет чувственное восприятие как
"такое знание, которое возникает из "контакта" чувствующего органа с его
объектом, не выразимым в словах, безошибочным и вполне определенным"77.
Это определение имеет в виду различные факторы, участвующие в акте восприятия:
1) чувства (индрии), 2) их объекты (артха), 3) контакт чувств с их объектами
(санникарша) и 4) познание, порождаемое этим контактом (джняна). О наличии
органов чувств мы заключаем посредством вывода. Познание цвета невозможно, если
нет органа зрения78. Чувств насчитывается пять, соответственно пяти видам
познания (буддхиракшана): зрение, слух, обоняние, вкус и осязание79. Они
занимают различные места (адхиштхана) – глазное яблоко, слуховое отверстие, нос,
язык и кожу. Из различной природы процессов (гати), форм (акрити) и составных
частей (джати), из которых они состоят, очевидно, что чувств всего пять. Пять
органов чувств – глаз, ухо, нос, язык и кожа – той же природы, что и пять
элементов: свет, эфир, земля, вода и воздух, специфические качества которых –
цвет, звук, запах, вкус и осязаемость – выявляются ими80.
Взгляд, подобный взгляду Демокрита, что все чувства суть только модификации
осязания81, отвергается на том основании, что слепой человек не может видеть
цвета82. Если отдельные части осязания имеют природу различных чувств, тогда
чувств много; если же нет тогда мы должны признать, что цвет, звук и т.д. не
познаваемы чувствами83. Если имеется только одно чувство, тогда различные
функции – видения, слышания, обоняния – могут порождаться одновременно. Кроме
того, осязание может воспринимать только близкие объекты, тогда как зрение и
слух воспринимают далекие. Отвергая теорию единства органов чувств, ньяя вместе
с тем признает особый характер осязания (твак). Относительное сознание возможно
только тогда, когда имеется связь между манасом и тваком, а когда манас
находится в пуритате вне сферы твака, как бывает в сушупти (или во сне без
сновидений), тогда имеет место бездействие сознательной жизни вообще84.
Манас (ум) есть условие восприятия. Когда мы бываем глубок
|
|