|
ключено в прогрессе от гимнов вед до упанишад. Переходя к буддизму, мы видим,
что философский дух уже стал тем образом мышления, который в интеллектуальных
вопросах не склоняется перед авторитетами, кто бы они ни были, и не признает
границ своей предприимчивости, если они не установлены логикой. Он испытывает и
проверяет все, смело следуя туда, куда ведут доказательства. Обращаясь к
даршанам, или философским системам, мы видим здесь мощные и непрерывные усилия
систематического мышления. Насколько эти системы свободны от традиционной
религии и предвзятых взглядов, видно из того, что санкхья обходит молчанием
существование бога, будучи уверенной в невозможности его теоретического
обоснования. Допуская существование высшего существа, вайшешика и йога не
признают его творцом вселенной, а Джаймини ссылается на бога лишь для того,
чтобы отказать ему в провидении и моральном руководстве миром. Известно, что
ранние системы буддизма равнодушны к богу. Имеется также материалистическая
система чарваков, которая отвергает существование бога, высмеивает жрецов,
хулит веды и ищет спасения в наслаждении. [1]
Тот факт, что религия и социальные традиции играют ведущую роль в жизни, не
препятствует свободным занятиям философией. Это странный парадокс, и все же это
очевидная истина: в то время как жизнь индивидуума в обществе ограничена
строгими нормами кастового строя, он вправе присоединиться к любому мнению.
Разум свободно подвергает сомнению и критике убеждения, с которыми люди
родились на свет. Вот почему еретик, скептик, неверующий, рационалист и
вольнодумец, материалист и гедонист – все они процветают на индийской почве.
Махабхарата говорит: "Нет муни, который не имел бы собственного мнения".
Все это служит доказательством незаурядной интеллектуальности индийского ума,
стремящегося познать сокровенную истину и законы многосторонней человеческой
деятельности. Действие интеллектуального импульса не ограничивалось сферой
философии и теологии, но распространялось на логику и грамматику, риторику и
язык, медицину и астрономию, – в сущности на все искусства и науки, от
архитектуры до зоологии. Все полезное для жизни или представляющее интерес для
ума становится предметом исследования и критического анализа. Чтобы получить
представление о всеобъемлющем характере интеллектуальной жизни индийцев,
достаточно знать, что даже такие детали, как разведение лошадей и обучение
слонов, имели свои собственные шастры и литературу.
Философская попытка определить природу реальности может начинать либо с
размышления о я, либо с размышления об объекте мысли. В Индии интерес философии
сосредоточен на я человека. Когда мысленный взор обращен вовне, человеческий ум
поглощен быстрым потоком событий. "Атманам виддхи" – познай самого себя –
резюмирует законы и учения пророков в Индии. В человеке есть дух, являющийся
средоточием всего сущего. Психология и этика являются основными науками. Жизнь
ума изображается во всем ее изменчивом многообразии, в неуловимой игре света и
тени. Индийская психология знает цену сосредоточенности и считает ее средством
достижения истины. Она полагает, что не существует таких областей жизни или ума,
которые нельзя было бы понять с помощью методического упражнения воли и
познания. Тесная связь ума и тела является общепризнанной. Такие психические
состояния, как телепатия или ясновидение, не считаются ни анормальными, ни
сверхъестественными. Не являясь продуктами болезненного рассудка или
божественного вдохновения, они представляют силы, которые человеческий ум может
проявить при строго определенных условиях. Ум человека имеет три аспекта:
подсознательный, сознательный и сверхсознательный. "Анормальные" психические
явления, известные под различными названиями – экстаз, гений, вдохновение,
безумие, – следствие сверхсознательной деятельности разума. Этими состояниями
особенно занимается философская система йога, хотя и другие системы ссылаются
на них и используют их в своих целях.
На данных психологической науки основываются метафизические построения. Упреки
в том, что западная метафизика является односторонней, поскольку ее внимание
сосредоточено исключительно на бодрствующем состоянии, не лишены основания.
Существуют другие состояния сознания, имеющие такое же право на рассмотрение,
как и бодрствование. Индийская мысль принимает во внимание состояния
бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Если мы смотрим на
пробужденное сознание в целом, то получаем реалистические, дуалистические и
плюралистические концепции метафизики. Изучение исключительно состояния сна со
сновидениями приводит нас к субъективистским доктринам. Состояние сна без
сновидений склоняет нас к абстрактным и мистическим теориям. Абсолютная истина
должна принимать во внимание все состояния сознания.
Преобладающий интерес к субъективному не означает, что Индии нечего было
сказать в области объективных наук. Обращаясь к действительным достижениям
Индии в области позитивных наук, мы увидим, что дело обстоит иначе. Древние
индийцы заложили основы математики и механики. Они измеряли земельные участки,
подразделили год, составляли карту неба, при помощи созвездий Зодиака
прослеживали путь солнца и планет, анализировали строение материи, изучали птиц
и животных, растения и семена5.
"Каковы бы ни были наши выводы о первоначальном источнике ранних
астрономических идей, получивших распространение в мире, вполне возможно, что
изобретение алгебры и ее применение к астрономии и геометрии восходит к индусам.
От них перешли к арабам не только первые представления об алгебраическом
анали
|
|