|
е, но также неоценимые цифровые символы и десятичная система счисления,
применяемые ныне во всей Европе, которые оказали громадную услугу прогрессу
арифметики"6.
"Тщательные наблюдения индусов за движением луны и солнца были столь успешны,
что их определение синодического обращения луны является более точным, чем у
греков. Они разделили эклиптику на 27 и 28 частей, что, по-видимому, было
подсказано периодом обращения луны в днях и является их собственным
изобретением. В частности, индусы были хорошо знакомы с наиболее яркими из
основных планет; период обращения Юпитера (в соединении с периодами обращения
солнца и луны) был учтен ими при составлении календаря в виде цикла в 60 лет,
что было общим у них с халдеями"7.
Теперь общепризнано, что уже в очень ранний период индийцы закладывали основы
двух наук – логики и грамматики – и их развивали8. Вильсон пишет:
"В области медицины, как и в области астрономии и метафизики, индусы некогда
шли наравне с наиболее просвещенными народами земного шара. Задолго до того,
как благодаря открытиям современных ученых нам стала известна анатомия, индусы
достигли в медицине и хирургии такого же искусства, как и всякий другой народ,
чьи достижения известны, насколько это было осуществимо"9.
Правда, они не изобрели сколько-нибудь значительных механических приспособлений.
Этого не случилось благодаря милостивым небесам, даровавшим им большие реки и
обильные запасы пищи. Нельзя также забывать, что изобретения в области механики,
в конце концов, относятся к XVI веку и более позднему периоду, когда Индия
потеряла свою независимость и стала поставщиком сырья. В тот день, когда она
утратила свою свободу и стала заигрывать с другими народами, на нее пало
проклятие, и она словно окаменела. До тех пор Индия имела свои собственные
достижения в искусствах, ремеслах и отдельных отраслях промышленности, не
говоря уже о математике, астрономии, химии, медицине, хирургии и тех областях
физики, которые получили свое развитие в древние времена. Она умела резать по
камню, писать картины, плавить золото и выделывать богатые ткани. Индия
развивала как изящные искусства, так и ремесла, которые обеспечивают условия
цивилизованного существования. Ее корабли пересекали океаны, а ее богатства
переливались в Иудею, Египет и Рим. Ее представления о человеке и обществе,
морали и религии были замечательными для того времени. Хотя индийцы,
действительно, были более склонны к поискам единства вещей, чем к подчеркиванию
их определенности и различия, все же нет никаких оснований утверждать, что они
лишь упивались поэзией и мифологией и отвергали с презрением науку и философию.
Если такое различение допустимо, то можно сказать, что спекулятивное сознание
является более синтетическим, тогда как научное сознание – более аналитическим.
Первое тяготеет к созданию философских систем космического характера,
охватывающих в одной всеобъемлющей картине происхождение всего сущего, историю
эпох, разложение и упадок мира. Последнее склонно к размышлению над
тривиальными частностями окружающего мира, утрачивая чувство единства и
целостности. В то время как западная мысль отличается большим партикуляризмом и
практицизмом, индийская мысль высказывает широкие, беспристрастные взгляды на
жизнь, облегчая критику возможность обвинять ее в идеализме и созерцательности,
в том, что она порождает непрактичных мечтателей, людей не от мира сего.
Последняя зависит от того, что мы называем чувствами, первая ставит духовное
чувство на службу размышлению. Именно природные условия Индии еще раз объясняют
нам созерцательный склад мышления не волнуемого страстями окружающего мира
индийца, у которого есть досуг, чтобы наслаждаться прекрасным и изливать
богатство своей души в песне и преданиях, музыке и танцах, ритуалах и религиях.
"Погруженный в раздумье Восток" – это часто употребляемое насмешливое выражение
не лишено известного смысла.
Именно синтетическое видение Индии побудило философию охватить несколько наук,
которые отдифференцировались от нее в настоящее время. На Западе в течение
последних примерно ста лет несколько областей знания, включавшихся до тех пор в
философию (экономика, политика, мораль, психология, образование), одна за
другой от нее отпали. Во времена Платона под философией подразумевались все
науки, которые были тесно связаны с человеческой природой и составляли ядро
спекулятивных интересов человека. Точно так же в древних индийских священных
писаниях мы находим всю философскую проблематику. За последнее время философия
на Западе превратилась в синоним метафизики, став отвлеченным спором о познании,
бытии и ценностях. Раздаются жалобы, что метафизика, изолированная от
творческой и практической сторон человеческой природы, приобрела в высшей
степени умозрительный характер.
Если мы сопоставим субъективный интерес индийского ума с его тяготением к
синтетическому видению мира, то увидим, как монистический идеализм приобретает
значение истины. К нему ведет все развитие ведийской мысли. На нем основываются
религии буддизма и брахманизма. Такова глубочайшая истина, поведанная Индии.
Даже те системы, которые прямо провозглашают себя дуалистическими или
плюралистическими, по-видимому, проникнуты сильным монизмом. Если мы отвлечемся
от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что
она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма
|
|