|
идет с
телом, более обширная душа соответствует более обширному телу. Мир, в котором
мы живем, имеет свой собственный дух, и этот дух и есть Хираньягарбха. Это
понятие мировой души появляется в упанишадах под различными наименованиями и
формами. Оно называется Карья Брахма, или бог-следствие, Брахма, или Natura
Naturata, как отличное от Карана Брахма, или Причинного бога, Ишвары, или
natura naturans. Этот бог-следствие представляет собой совокупность всех
созданных существовании, частью которой являются все конечные объекты.
Сознательная сумма всех результатов – это Брахма, или Хираньягарбха. Он не
отличается радикально от Брахмана. Брахман является простым, индивидуальным,
абсолютно самоидентичным, Единым, без чего-либо другого. Он рассматривается или
как творец – Ишвара, или как творение – Хираньягарбха. Даже этот Брахма
происходит от Брахмана88 – "Он – источник Брахмы"; совершенная объективная
вселенная поддерживается познающим субъектом. В то время как индивидуальные
субъекты уходят, он живет, созерцая мир. Когда мы отождествляем Атмана с нашим
телом, Брахман становится Космосом, или Виратом. Вират – это все, это
гипостатизация понятия о мире как целом. Это вся совокупность вещей, сумма
всего существующего.
"Это он, внутренний Атман всех созданных вещей, чья голова – Агни, чьи глаза –
солнце и луна, чьи уши – четыре направления, чья речь – веды, которые исходят
от Него, чье дыхание Ваю, чье сердце – весь мир и от чьих ступней произошла
земля"89.
Тело Вирата создано из материальных объектов в их совокупности. Он –
проявившийся бог, чьи чувства направления, чье тело состоит из пяти стихий и
чье сознание сияет чувством "я – все". До эволюции Вирата должна была произойти
эволюция Сутратмана, космического разума, Хираньягарбхи, имеющего своим
носителем совокупность тончайших тел. Вират входит в бытие после Хираньягарбхи.
В форме Вирата Хираньягарбха становится видимым. Пока действие развивается,
этот Сутратман становится сознанием, соединенным с тончайшим телом (сукшма
шарира). Он пребывает как простая возможность разума и движения (виджняна и
Крия) в первопричине. Вират это универсальное я, проявляющееся в грубой
физической материи мира, а Брахма такое же проявление, но в тончайшей материи
вселенной. Сутратман – это Хираньягарбха. Верховное я, находящееся за пределами
причины и следствия, – это Брахман; но когда он благодаря противостоящему
не-ego становится самосознающим, мы имеем Ишвару90. Это видно из следующей
схемы:
Субъект (Атман) Объект (Брахман)
1. Телесное я (вишва). 1. Космос (Вират, или Вайшванара).
2. Жизненное я (тайджаса). 2. Душа мира (Хираньягарбха).
3. Интеллектуальное я (праджня). 3. Самосознание (Ишвара).
4. Интуитивное я (турия). 4. Ананда (Брахман).
Если допустить логическую оценку, мы можем сказать, что Брахман упанишад – это
не метафизическая абстракция, не неопределимое тождество, не пустота молчания.
Он являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой
динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм
реальности. Различия, вместо того чтобы исчезнуть как иллюзорные, преобразуются
в высшую реальность. Буквенное сочетание "AUM", обычно употребляемое для
обозначения природы Брахмана, выявляет его конкретный характер91. Это символ
верховного духа, "эмблема самого высокого"92. "AUM" – это символ конкретности,
а равно и полноты. Он выражает три основных качества верховного духа,
олицетворенного в позднейшей литературе в Брахме, Вишну и Шиве. "А" – это
Брахман-творец, "U" – это Вишну-охранитель и "М" – это Шива-разрушитель93. Иша
упанишада призывает нас почитать Брахмана как в его проявившихся, так и в
непроявившихся состояниях94. То, что предлагают упанишады, не является
абстрактным монизмом. Имеется как различие, так и общность. Брахман является
бесконечным не в том смысле, что он исключает конечное, а в том, что он
представляет собой основу всего конечного. Он вечен, но не в том смысле, что
это нечто находящееся по ту сторону всякого времени, как если бы были два
состояния – временное и вечное, одно из которых исключает другое, – но что он
вечная реальность всех вещей во времени. Абсолют – это ни бесконечное, ни
конечное, ни я или его проявление, ни единая жизнь, ни ее разнообразные
выражения, но это реальность, включающая и превосходящая я и его проявление,
жизнь и ее выражение. Это духовный росток, который распадается, расцветает и
дифференцируется в бесчисленное количество конечных центров. Слово "брахман"
означает рост и подразумевает жизнь, движение, прогресс, но не смерть, тишину,
застой. Первичная реальность описана как сат, чит и ананда – существование,
сознание и бесконечность. "Познание, сила и действие являются ее природой". Она
является самопричиной95. Тайттирия говорит, что Брахман – это существование,
сознание и бесконечность. Это позитивная реальность, "полно и то, полно и
это"96. Очевидно, что первичная реальность – это не мысль, или сила, или
исключительное бытие, но живое единство сущности и существования, идеального и
реального, познания, любви и красоты. Но, как мы уже говорили, она (первичная
реальность) может быть описана нами только негативно, хотя и не является
негативным неопределимым началом.
X. ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТУИЦИЯ
Идеал интеллекта – открыть единство, которое охватывает собой и субъект и
объект. Что такое единство существует это рабочий принцип логики и жизни.
Раскрыть его содержание – цель философских стремлений. Однако это предприятие
обречено на провал ввиду врожденной неспособности интеллекта охватить целое.
Интеллект с его символами и отличительными признаками, верованиями и
условностями недостаточен сам по себе, чтобы охватить реальность, "от которой
всякая речь, наделенная мыслью, отворачивается, неспособная постигн
|
|