|
о истинно религиозной жизнью, основанной на
постижении сердца вселенной. Совершенство является внутренним и духовным, а не
внешним и механическим. Мы не можем сделать человека чистым, выстирав его
рубашку. Осознание идентичности своей собственной души с великой Все-душой и
есть сущность истинно духовной жизни. Бесполезность ритуала, тщетность
жертвоприношений как средств к спасению очевидны. Бог должен почитаться
духовным служением, а не внешними церемониями. Мы не можем спасти самих себя,
славя бога. И мы не можем привлечь его на свою сторону посредством
жертвоприношений. Авторы упанишад в достаточной степени обладали историческим
чутьем, чтобы понимать, что их протест будет неэффективным, если он будет
связан с требованием революции в вещах. Поэтому они ратовали только за
изменение в духовной области. Они изменяют толкования жертвоприношения и
выражают их аллегорически. В некоторых местах предлагается20 рассуждать о
принесении в жертву коня21. Эти рассуждения помогают нам понять значение
жертвоприношения; говорят, что рассуждения об этом совершенно равноценны тому,
как если бы жертвоприношение имело место на самом деле. Давая детальное
описание вида доски, породы дерева и т.д., упанишады показывают, что они не
безразличны к религии, требующей жертвоприношений.
Сохраняя формы, они все же старались очистить их. Упанишады говорят, что все
жертвоприношения совершаются ради приобретения человеком познания самого себя.
Сама жизнь есть жертвоприношение.
"Истинной жертвой является человек; его первые двадцать четыре года – это его
утренние возлияния... в голоде, в жажде, в воздержании от удовольствий
происходит его посвящение... В своей трапезе и питье, в своих удовольствиях он
справляет святой праздник, а в своем смехе, пиршестве и свадьбе он поет гимны
хвалы. Самодисциплина, великодушие, прямота, ахинса22, правдивость речи – все
это его плата, и источником очищения, когда жертва принесена, является
смерть"23.
[Неразб.] себя в жертву; этим жертвоприношением мы и живем. Принесение в жертву
означает не празднество, а самоотречение. Делай так, чтобы каждый твой поступок,
каждое чувство и каждая мысль были приношением богу. Да будет ваша жизнь одним
таинством, или яджней. Иногда нам говорят, что жертвоприношения необходимы как
подготовка к более высокому пути. Никто не может вступить на более высокий путь,
не выполнив требований более низкого пути. Жертвоприношения необходимы для
непросвещенных, хотя жертвоприношений одних недостаточно. Они открывают нам
доступ в мир отцов, из которого после временного пребывания на луне приходят
обратно к новому земному существованию. Церемониализм противопоставляется
духовному служению25. Бывают случаи, когда жертвенная и жреческая религия
кажется авторам упанишад поверхностной, и тогда они дают волю своей иронии. Они
описывают процессию собак, шествующих наподобие процессии жрецов, причем каждая
собака держит хвост собаки, идущей впереди нее, и восклицает: Ам! Давайте есть.
Ам! Давайте пить ... и т.д.26 Таким образом, строгий ритуал брахманизма,
дававший мало утешения слабому сердцу человека, был поколеблен в упанишадах.
Отношение упанишад к святости вед не является благосклонным. Подобно
рационалистическим мыслителям позднейшего времени, они придерживаются двоякого
взгляда на авторитет вед. Они считают, что веды имеют сверхъестественное
происхождение, например, когда они говорят:
"Подобно тому, как при разведении огня сырым деревом клубы дыма
распространяются вокруг, так и истина от этого великого бытия проявляет свое
дыхание в Ригведе, Яджурведе, Самаведе, в гимнах атхарвов и ангирасов, в
рассказах, историях, науках, мистических проблемах, поэмах, пословицах и
толкованиях, – все это является дыханием, исходящим от него"27.
Признается также, что ведийское знание гораздо ниже истинного божественного
проникновения28 и не освобождает нас. Нарада говорил:
"Я знаю Ригведу, о господин Яджур Самаведу, но при всем том я знаю только
мантры и священные книги, но я не знаю себя"29.
Мундака упанишада говорит:
"Два рода знания должны быть известны – высший и низший. Низшее знание – это то,
что дают Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Церемониал и Грамматика... но высшим
знанием является то, посредством которого воспринимается неразрушимый
Брахман"30.
VI. ПРОБЛЕМЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В УПАНИШАДАХ
Центральной темой упанишад является проблема философии. Это поиски того, что
есть истина. Неудовлетворенность существующим и некоторые побочные причины
вызывают вопросы, о которых мы читаем в начале Шветашватары:
"Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? О вы, кто знаете Брахмана,
скажите нам, по чьему повелению мы живем здесь то в страданьях, то в
удовольствии. Будет ли тому причиной время, или природа, или необходимость, или
случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, который
представляет собой Верховный дух?"
В Кена упанишаде ученик спрашивает:
"По чьему желанию ум стремится к выполнению своей миссии? По чьему повелению
возникает первое дыхание, по чьему повелению возникает первое дыхание, по чьему
желанию произносим мы эту речь? Какой бог управляет зрением и слухом?"31
Мыслители не принимают опыт за нечто необъяснимое, как это делает здравый смысл.
Они желают знать, могут ли быть
|
|