|
олько передает истину, которую увидел, а
не создал30 Веда называется "шрути", или ритмом беспредельного, слышимого душой.
Встречающиеся в ведах слова "дришти" и "шрути" показывают, что ведийское
знание добыто не логическими доказательствами, а интуитивным прозрением. Душа
поэта слышит истину, она открывается ему в том вдохновенном состоянии, когда
дух возвышается над ограниченным и поверхностным логическим познанием, Согласно
ведийским провидцам, содержание гимнов является результатом вдохновения и
представляет собой откровение только в этом смысле. В их намерения не входило
объявлять веды таинственными или сверхъестественными. Эти провидцы даже говорят
о гимнах как о своих собственных сочинениях или творениях. Они сравнивают свой
поэтический труд с трудом плотника, ткача, гребца31 и дают ему естественное
объяснение. Гимны обязаны своим возникновением чувствующему человеческому
сердцу32. Иногда поэты говорят, что они нашли гимны33. Они также приписывают
создание этих гимнов экзальтации, вызванной сомой34. Весьма смиренно они
считают гимны богоданными35. Идея вдохновения еще не превратилась в идею
непогрешимого откровения.
Переходя к брахманам, мы вступаем в век, когда божественный авторитет вед
считается фактом36. Именно в этот период веды претендуют на божественное
откровение, а, следовательно, и вечную достоверность. Происхождение этих
претензий легко понять. Письмо было тогда неизвестно. Не было ни типографий, ни
издательств. Содержание вед передавалось изустно учителями из поколения в
поколение. Чтобы обеспечить ведам уважение, они окружались ореолом святости. В
Ригведе Вак, или речь, была богиней. И вот стали говорить, что веды произошли
от Вак. Вак – мать вед37. В Атхарваведе сказано, что мантра обладает магической
силой.
"Веды, подобно дыханию, вышли сами из само-существующего"38.
Веды стали рассматриваться как божественное откровение, сообщенное риши,
которые были вдохновенными людьми. Шабда, произносимый звук, считается вечным.
Очевидным результатом такого взгляда на веды было то, что философия становится
схоластичной. Когда устное слово, истинное и живое, стеснено строгими рамками
формулы, его дух исчезает. Авторитетность вед, столь рано провозглашенная в
истории индийской мысли, оказала влияние на все ее последующее развитие. В
позднейшей философии развилась тенденция толковать несистематические и не
всегда последовательные тексты раннего периода с точки зрения установившихся
взглядов. Раз традиция рассматривается как священная и непогрешимая, она должна
быть представлена как выражающая или подразумевающая то, что считается истиной.
Это объясняет тот факт, что одни и те же тексты приводятся в качестве
доказательства различных догматов и принципов, внутренне противоречивых и
непоследовательных. Если верность догме и различие во мнениях должны как-то
уживаться, это возможно только при абсолютной свободе толкования, и именно в
этом пункте индийские философы показывают свою изобретательность. Удивительно,
что вопреки традиции индийская мысль в течение долгого времени была неповторимо
свободной от догматического философствования. Индийские философы сначала строят
системы последовательного учения, а уж потом обращаются к текстам предыдущей
эпохи для подтверждения своих положений. Они или заставляют их служить им
поддержкой, или искусно их отвергают. В одном отношении ведийская традиция
принесла полезные плоды. Она помогла сохранить философию реальной и живой.
Вместо того чтобы предаваться пустым метафизическим спорам и дискуссиям, не
имеющим связи с жизнью, индийские мыслители имели твердую основу, на которую
они могли положиться, религиозное прозрение величайших пророков в том виде, как
оно выражено в ведах. Оно дало им понимание основных фактов жизни, и никакая
философия не была в состоянии отказаться от него.
V. ТЕОРИИ СОТВОРЕНИЯ
Что касается теорий сотворения, то, хотя все они обычно излагаются по Ригведе,
в брахманах упоминаются и некоторые другие фантастические мнения. Появившаяся
после Ригведы Тайттирия брахмана говорит: "Раньше ничто не существовало, ни
небеса, ни воздух, ни земля". Желание – семя существования. Праджапати желает
другого, рожденного от него, и творит.
"Поистине первоначально существовал один Праджапати. Он размышлял с самим
собой: как могу я размножиться? Он трудился и вел аскетический образ жизни. Он
создал живые существа"39.
VI. ЭТИКА
Справедливость требует отметить, что в религии брахман мы обнаруживаем много
глубокого нравственного смысла и возвышенного чувства. В ней впервые возникает
понятие о долге. В брахманах говорится, что человек имеет долги, или
обязанности, перед богами, людьми и животными [21]. Обязанности подразделяются
на обязанности по отношению к: 1) богам, 2) пророкам, 3) предкам, 4) людям, 5)
низшей твари. Тот, кто выполняет свои обязанности перед всеми ими, – хороший
человек. Никто не может притронуться к своей ежедневной трапезе, не принеся
часть ее богам, предкам, людям и животным и не прочитав свои ежедневные молитвы.
Это – способ жить в согласии с окружающим миром. Жизнь – это обязанности и
ответственности. Данное понимание жизни, несомненно, возвышенно и благородно,
каким бы ни оказался ее идеал на деле. Бескорыстным можно быть во всех своих
поступках. Шатап
|
|