|
тха брахмана учит, что жертвование всех вещей, сарвамедха,
есть средство достижения духовной свободы40. Благочестие, конечно, является
первой обязанностью. Оно не заключается в механическом выполнении определенных
ритуалов. Благочестие состоит в молитве и добродетели. Быть благочестивым –
значит стараться по возможности быть святым. Говорить правду – существенная
часть благочестивости. Это религиозная и нравственная обязанность. Агни –
господь обетов, а Вак – господь речи. Оба будут недовольны, если не будет
соблюдаться правдивость41. Мы уже говорили о символическом толковании
жертвоприношений. Встречаются тексты, показывающие бесполезность поступков.
"Человек, который не знает, что такое иной мир, не может попасть туда с помощью
жертвоприношений или аскетизма. Мир тот лишь для того, кто знает его"42.
Прелюбодеяние осуждается как грех против богов, особенно Варуны. Во всех
случаях прегрешений предполагается, что признание греха смягчает вину43.
Аскетизм тоже превозносится как достойный идеал, так как боги, по-видимому,
добились божественности благодаря аскетизму44.
В этот период была введена или, точнее, сформулирована ашрама дхарма45. Жизнь
арийца эпохи вед проходит четыре стадии, или ашрамы, называемые: 1)
брахмачарина, или ученика, когда от него ждут изучения одной или нескольких
вед; 2) грихастхи, или главы семьи, когда он должен выполнять обязанности, о
которых говорится в священных писаниях, – как общественные, так и связанные с
жертвоприношением; 3) ванапрастхи, или отшельника, когда набожный человек
проводит время в посте и эпитимье, и 4) саньясина, или аскета, у которого нет
определенного жилища. Аскет не имеет ни владений, ни собственности и стремится
к единению с богом. Четыре части вед: гимны, брахманы, араньяки и упанишады –
соответствуют четырем стадиям жизни арийца ведийской эпохи46. Под формализмом
церемонии поклонения скрывался дух истинной религиозности и нравственности,
дававший удовлетворение сердцу человека. Именно эта этическая основа
способствовала тому, что брахманская религия, несмотря на все ее слабости,
продержалась так долго. Она требовала соблюдения не только обрядов и ритуалов,
но и нравственной чистоты. Правдивость, благочестие, уважение к родителям,
доброта к животным, любовь к человеку, воздержание от воровства, убийства и
прелюбодеяния внедрялись как основы нравственной жизни.
Установление каст не является изобретением не гнушающегося никакими средствами
жречества, а следствием естественного развития, обусловленного той эпохой.
Касты консолидировались в век брахман. Пуруша-сукта, хотя она и является частью
Ригведы, в действительности относится к веку брахман. Очевидно, что в то время
имели место смешанные браки между арийцами и дасью47. Чтобы избежать большого
смешения крови, обратились к гордости арийцев. Социальный по своему
происхождению институт каст стал религиозным. Он был освящен авторитетом
религии, и кастовые законы стали незыблемыми. Первоначально гибкая классовая
система уступила место суровым нормам кастового строя. В эпоху ранних вед
жречество было самостоятельной профессией, но жрецы не составляли
самостоятельной касты. Любой ариец мог стать жрецом, и класс жрецов не
обязательно возвышался над классом воинов или торговцев. Порой к нему даже
относились с презрением48. Но теперь, в век брахман, исключительность,
порожденная гордостью, становится основой касты. Она имела тенденцию подавлять
свободную мысль и задерживала прогресс спекулятивного мышления. Нравственный
уровень снизился. Индивид, нарушивший законы касты, считался мятежником и
парией. Шудры были исключены из высочайшей религии.
Взаимное презрение росло. "Это слова кшатрия" – таков типично брахманский
способ характеризовать слова противника49.
VII. ЭСХАТОЛОГИЯ
В брахманах мы не находим какой-либо единой точки зрения на будущую жизнь.
Проводится различие между путем предков и путем дэвов50. Перерождение на земле
порой рассматривается как благо, а не как зло, которого следует избегать. Оно
обещано как награда на знание некоторых божественных тайн51. Господствует
взгляд, согласно которому бессмертия достигают на небесах, в обители богов.
"Совершающий жертвоприношения достигает вечного процветания и славы и
добивается для себя единения с двумя богами – Адитьей и Агни – и обители в той
же сфере"52.
Особые жертвоприношения дают нам возможность достичь сферы того или иного
бога53. Даже звезды рассматриваются как обитель мертвых. Индивидуальное
существование, хотя и в лучшем мире, остается желаемой целью. В брахманах
бессмертие или, по крайней мере, долголетие обещано тем, кто правильно понимает
и соблюдает обряды жертвоприношения, в то время как те, кто небрежен в этом
отношении, раньше времени отбывают в иной мир, где их ставят на весы54, и они
обретают добро и зло в соответствии со своими деяниями. Чем больше
жертвоприношений он принес, тем эфирней его тело или, употребляя выражение
брахман55, тем меньше он нуждается в еде. В других текстах, наоборот56, обещано
как высочайшая награда рождение благочестивого мужа в ином мире со своим всем
телом – сарва танух57.
Таким образом, различие между взглядами вед и брахманизма заключается в том,
что, согласно Ригведе, грешник превращается в ничто, тогда как праведник
приобретает бессмертие, а по брахманам и тот и другой рождаются снова, чтобы
испытать последствия своих поступков. Вебер говорит:
"Если в древнейшее время бессмертие в обители благословенных, где текут молоко
и мед, рассматривается как награда за доб
|
|