|
азума. Основателей систем почитают, как божества. Изучение
индийской философии приведет к уяснению действительного положения, усвоению
более критического взгляда и освобождению ума от угнетающего чувства признания
совершенством все древнее. Эта свобода от рабства перед авторитетами – идеал,
достойный того, чтобы за него бороться. Самобытное мышление и творческие усилия
становятся возможными лишь тогда, когда порабощенный интеллект получает свободу.
Знание некоторых подробностей из ранней истории своей страны является, может
быть, печальным утешением для современного индийца. Старцы утешают себя
рассказами о своей юности, а для того, чтобы забыть мрачное настоящее, следует
читать о славном минувшем.
V. ПЕРИОДЫ ИНДИЙСКОЙ МЫСЛИ
Если мы рассматриваем философию индусов как отличную от философии других общин,
также находившихся в Индии, то необходимо как-то обосновать заглавие "Индийская
философия". Наиболее очевидный довод заключается в общем словоупотреблении.
Индия даже сегодня является большей частью индуистской. И мы имеем здесь дело с
историей индийской мысли до 1000 года н.э. или несколько позже, когда судьбы
индусов все более и более стали переплетаться с судьбами не-индусов.
Различные народы в разные века вносили свой вклад в непрерывное развитие
индийской мысли, но все же влияние индийского духа было преобладающим. Хотя мы
не уверены в точности хронологии, мы все же попытаемся рассмотреть индийскую
мысль в историческом развитии. Учения различных школ связаны с окружавшей их
обстановкой и должны рассматриваться вместе с нею. В противном случае они
потеряют для нас всякий интерес и станут мертвой традицией. Каждая система
философии является ответом на определенный вопрос, который поставлен эпохой
самой себе, и может убедиться, что каждая система, рассматриваемая под своим
собственным углом зрения, содержит некоторую истину. Философские системы – это
не набор убедительных или ошибочных положений, а отражение эволюционизирующего
ума, с которым и в котором мы должны жить, если хотим знать, как создавались
эти системы. Мы должны признать связь философии с историей, духовной жизни с
социальными условиями29. Исторический метод требует от нас не становиться на
сторону какой-либо из спорящих философских школ, но изучать их со строгой
объективностью.
Ясно сознавая огромное значение исторической перспективы, мы сожалеем, что
вследствие почти полного пренебрежения хронологической последовательностью в
памятниках письменности нам невозможно точно установить относительные даты
философских систем. Древние индийцы по своей природе были столь неисторичными
или, может быть, настолько сверхфилософами, что нам больше известно о
философских системах, чем о самих философах. Со времени рождения Будды
индийская хронология покоится на более надежной основе. Возникновение буддизма
совпало по времени с распространением до Инда власти персов при династии
Ахеменидов в Персии. Говорят, что это было первопричиной ранних сведений об
Индии, полученных на Западе благодаря Гекатею и Геродоту.
Индийская философия делится на следующие периоды:
Ведийский период (1500 год до н.э. – 600 год до н.э.) охватывает эпоху
расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации.
Это было время возникновения лесных университетов, в которых получили свое
развитие начала индийского возвышенного идеализма. В нем мы различаем следующие
друг за другом слои мысли, которые называются мантрами, или гимнами, брахманами
и упанишадами. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими
в собственном смысле этого слова. То было время поисков ощупью, когда суеверие
и мысль еще находились в конфликте. Тем не менее, чтобы изложить предмет в
определенном порядке и последовательности, нужно начать с характеристики
воззрений гимнов Ригведы и подвергнуть анализу взгляды упанишад.
Эпический период (600 год до н.э. – 200 год н.э.) начинается с эпохи ранних
упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии. Эпические поэмы
Рамаяна и Махабхарата служат средством выражения героического и божественного в
человеческих отношениях. В этот период идеи упанишад подвергаются большой
демократизации в буддизме и Бхагавадгите. Религиозные системы буддизма,
джайнизма, шайвизма, вайшнавизма (вишнуизма. – Ред.) принадлежат к этой же
эпохе. Развитие абстрактного мышления, достигшего расцвета в школах индийской
философии, даршанах, также относится к этому периоду. Начала большинства систем
восходят примерно к периоду возникновения буддизма, и на протяжении многих
веков они развивались рядом друг с другом. Однако систематизированные труды
различных школ относятся к более позднему времени.
Следующим был период сутр [5] (от 200 года н.э.). Масса материала стала столь
громоздкой, что возникла необходимость придумать обобщенную схему философии.
Такое сокращение и обобщение произошло в форме сутр. Сутры невозможно понять
без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры.
Здесь мы имеем тот критический подход, который развился в философии. Несомненно,
что в предшествующие периоды происходили философские споры, в которых ум не
пассивно воспринимал сказанное, но рассматривал предмет спора с разных сторон,
выдвигая возражения и отвечая на них. Благодаря удачной интуиции мыслители
случайно выбирали некоторые общие принципы, которые, как им казалось, объясняли
все аспекты вселенной. Философские синтезы, какими бы глубокими и
проницательными они ни
|
|