Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Сарвепалли Радхакришнан :: Сарвепалли Радхакришнан - ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОМ ПЕРВЫЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-
 
были, страдали от того недостатка, что они были 
докритическими в кантовском смысле этого слова. Не подвергнув предварительной 
критике человеческую способность разрешать философские проблемы, разум 
обращался к окружающему миру и делал свои выводы. Ранние попытки понять и 
объяснить мир не носили строго философского характера, ибо они были свободны от 
каких-либо сомнений относительно компетенции человеческого разума или 
успешности применяемых средств познания и критериев. По выражению Кэрда, разум 
был "слишком занят объектом, чтобы обращаться к самому себе"30. Таким образом, 
переходя к сутрам, мы видим, что мысль и размышление становятся критическими, 
не сводясь просто к творческому воображению и религиозной свободе. Мы не можем 
сказать определенно, какие из систем являются более ранними и какие более 
поздними. Повсюду встречаются взаимные ссылки. Йога соглашается с санкхьей, 
вайшешика признает как ньяю так и санкхью. Ньяя ссылается на веданту и санкхью. 
Миманса прямо или косвенно признает приоритет всех остальных. Так же поступает 
и веданта. Профессор Гаре считает санкхью самой древней школой. Следующей 
возникла йога, затем миманса и веданта, и позже всех – вайшешика и ньяя. Период 
сутр не отличается резко от схоластического периода комментаторов. Эти два 
периода продолжаются до настоящего времени. 

Схоластический период также начинается со второго века нашей эры. Между ним и 
предыдущим периодом нельзя провести четкую грань. Однако к этому периоду 
относятся такие великие имена, как Кумарила, Шанкара, Шридхара, Рамануджа, 
Мадхва, Вачаспати, Удаяна, Бхаскара, Джаянта, Виджнянабхикшу и Рагхунатха. 
Философская литература вскоре становится чрезвычайно полемичной. Мы видим здесь 
кучку шумных спорщиков-схоластов, которые предаются сверхутонченным теориям и 
хитросплетенным аргументам, ожесточенно дискутируя о природе логических 
универсалий. Многие индийские ученые со страхом открывают фолианты схоластов, 
которые чаще запутывают нас, чем просвещают. Никто не может отрицать их 
сообразительнось и энтузиазм. Вместо мыслей мы находим слова, а вместо 
философии – резонерство. Неясность мысли, отсутствие логики, нетерпимость нрава 
– характерные черты наихудших комментаторов. Лучшие из комментаторов 
представляют такую же ценность, как и сами древние мыслители. Такие 
комментаторы, как Шанкара и Рамануджа, дают новое изложение старых учений, 
которое так же ценно, как и самостоятельное открытие в интеллектуальной области.
 
Существует ряд трудов по истории индийской философии, принадлежащих перу 
индийских мыслителей. Почти все позднейшие комментаторы рассматривают другие 
доктрины со своей собственной точки зрения. Таким способом каждому комментатору 
удается дать представление о воззрениях других философов. Иногда делаются 
сознательные попытки рассмотреть отдельные системы в определенной 
последовательности. Некоторые из главных таких "исторических" изложений следует 
здесь упомянуть. Шаддаршанасамуччая, или конспект шести систем, – так 
называется труд Харибхадры31. Говорят, что Самантабхадра, этот дигамбара джайн 
VI века, написал труд, названный Аптамиманса и содержащий обзор различных 
философских школ32. Считают, что мадхьямийский буддист по имени Бхававивека 
является автором труда, названного Таркадживала, который представляет 
критический анализ школ мимансы, санкхьи, вайшешики и веданты. Утверждают, что 
дигамбара джайн по имени Мерутунга, в своем труде о Шаддаршанавичаре (1300 год 
н.э.) подвергли критическому разбору индусские философские системы. Наиболее 
распространенным изложением индийской философии является Сарвадаршанасанграха, 
принадлежащая известному последователю веданты Мадхавачарье, который жил в 
южной Индии в XIV веке. Приписываемая Шанкаре33 Сарвасиддхантасарасанграха и 
Прастхананабхеда, принадлежащая Мадхусудане Сарасвати34, содержат ценное 
изложение различных философских систем. 

<<<  ОГЛАВЛЕHИЕ  >>> 



--------------------------------------------------------------------------------

Глава Третья
ПЕРЕХОД К УПАНИШАДАМ
Общая характеристика Атхарваведы. – Конфликт культур. – Первобытная религия 
Атхарваведы. – Магия и мистицизм. – Яджурведа. – Брахманы. Их религия, 
жертвоприношения и молитвы. – Господство жречества. – Авторитетность вед. – 
Космология. – Этика. Каста. – Будущая жизнь. 

I. АТХАРВАВЕДА
"Гимны Ригведы, – пишет Гопкинс, – крайне беспорядочны: божества более ранней 
эпохи отвергаются; и снова сливаются с новыми, дополняя пантеон; вводятся 
чуждые боги; признается ад с его муками; вместо множества божеств появляется 
одно, представляющее как всех богов, так и природу; колдовство в целях 
исполнения дурных намерений перемежается с заклинаниями в целях исполнения 
добрых намерений; формулы проклятия, направленные против тех, "кого я ненавижу, 
и кто ненавидит меня"; магические стихи, способствующие зачатию, продлению 
жизни, обезвреживанию злой магии, предохранению от яда и других зол; 
поразительная крайность ритуального благоговения, выражающаяся в вознесении 
главе богов "остатка" жертвоприношения; гимны, обращенные к змеям, болезням, 
сну, времени и звездам; проклятия "засилию жрецов" – таково в общих чертах 
впечатление, оставляемое Атхарвой при внимательном чтении ее после Ригведы"1. 

В Ригведе мы встречаемся со странными изречениями, представляющими собой 
заклинания и чародейство, магию и колдовство, а также с гимнами, обращенными к 
неодушевленным предметам, дьяволам, злым духам и т.п. Мы встречаемся с 
чародейством грабителей, направленным на то, чтобы усыпить жителей дома2, 
заклинаниями злых духов, чтобы воспрепятствоват
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-