|
законченности, представляет опасность для
практики"22.
Индийские мыслители являются пессимистами, поскольку они смотрят на мировой
порядок как на зло или ложь; но они оптимисты, так как чувствуют, что имеется
выход из него в царство истины, которая является также благом.
Говорят, что индийская философия является догматической и что с принятием догмы
подлинная философия существовать не может. В ходе нашего изложения индийской
мысли на это обвинение будет дан ответ. Прежде чем изучать другие вопросы,
многие системы философии рассматривают проблемы познания, его происхождение и
достоверность. Правда, веда, или шрути, обычно рассматривается как авторитетный
источник знания. Но философия становится догматичной только в том случае, если
утверждения вед считаются стоящими выше свидетельств чувств и выводов разума.
Положения вед являются аптавачаной, или изречениями мудрых, которые мы
вынуждены принять, если чувствуем убеждение, что эти мудрецы обладали лучшими,
чем мы, способами создавать суждения по спорному вопросу. Ведийские истины
обычно отсылают к опыту прорицателей, который должен учитывать любое разумное
воспроизведение реальности. Эти интуитивные опыты находятся в пределах
возможности всех людей, если только последние желают обладать ими23. Обращение
к ведам не влечет за собой какой-либо ссылки на внефилософский образец. Что
представляется догмой обычному человеку, то является опытом для непорочного
душой. Правда, переходя к периоду позднейших комментариев, мы сталкиваемся с
философской ортодоксальностью, когда размышление становится академической
защитой принятых догм. Системы более раннего периода также называют себя
истолковательными и претендуют на комментирование старых текстов. Однако они
никогда не были склонны стать схоластическими, поскольку Упанишады, из которых
они черпали вдохновение, отличались многосторонностью24.
После VIII века философские споры стали традиционными, приобрели схоластический
характер, и мы чувствуем отсутствие свободы, присущей ранним эпохам. Основатели
школ канонизируются, и оспаривание их мнений объявляется святотатством и
неверием. Основные положения установлены раз навсегда, и функция учителя
состоит лишь в том, чтобы передавать убеждения школы с теми изменениями,
которые его ум может внести и времена – потребовать. Мы имеем новые доводы для
прежних выводов, новые средства разрешения новых трудностей и восстановления
старых с небольшим изменением внешности или извращением диалектики. Становится
меньше размышлений о глубоких проблемах жизни и все больше обсуждаются
искусственные проблемы. Такое сокровище, как традиция, мешает нам своим
обременительным богатством, философия прекращает свое развитие, и ее дыхание
временами прерывается. Выдвигаемое обычно против всей индийской философии
обвинение в бесполезности может иметь некоторый смысл в том случае, если оно
относится к многословным изысканиям комментаторов, которые являлись не
вдохновенными апостолами жизни и красоты, каковыми были старшие поколения
философов, а профессиональными диалектиками, сознающими свою миссию перед
человечеством. Тем не менее душа остается юной даже под неизбежно образующейся
корой столетий и время от времени пробивается сквозь нее зелеными и нежными
побегами. Появляются такие люди, как Шанкара или Мадхава, которые, называя себя
комментаторами, все же постигают духовное начало, управляющее развитием мира.
Индийскую философию часто упрекают в том, что она по своему характеру не
нравственна. "В сфере индусского мышления этическая философия фактически
отсутствует"25. Это обвинение, однако, несостоятельно. [4] Попытки заполнить
всю жизнь мощью духа являются распространенными. После категории реальности
наиболее важным понятием в индийской мысли является категория дхармы. Насколько
это касается действительного этического содержания, буддизм, джайнизм и индуизм
не уступают другим философским системам. Нравственное совершенствование –
первая ступень к божественному знанию.
Говорят, что философия Индии остается статичной и представляет пример
бесконечного процесса переливания из пустого в порожнее. Выражение "неизменный
Восток" намекает на то, что в Индии время прекратило свое течение и осталось
неподвижным навеки. Если это означает, что имеется существенное сходство в
философских проблемах, тогда этот вид консерватизма составляет общую черту всей
философской эволюции. Одни и те же извечные проблемы бога, свободы и бессмертия
и те же самые неудовлетворительные их решения повторяются на протяжении
столетий. Несмотря на то, что форма проблем остается та же, содержание их
изменяется. Имеется большое различие между богом ведийских гимнов, пьющим сому,
и абсолютом Шанкары. Ситуации, откликом на которые является философия,
повторяются в каждом поколении, вызывая необходимость новых усилий для
разрешения философских вопросов. Если хотят возразить, что различие между
решениями, которые даются в древних священных писаниях Индии, и теми которые мы
находим в трудах Платона или сочинениях христиан, незначительно, то это лишь
доказывает, что голос одного и того же любящего всеобщего духа время от времени
доносился до людей. Священные темы доходят до нас сквозь века, разнообразно
изменяясь и окрашиваясь под влиянием расы и традиций. Если это означает, что
имеется определенное почтение к прошлому, побуждающее индийских
|
|