|
тренняя самопротиворечивость? Как мы видели,
имеются философы, признающие разумность реального с оговоркой, что реальностью
является не только разум. В самом деле, мысль неспособна представить нам всю
реальность. Говоря словами Бредли, "то" превосходит "что" (the "that" exceeds
the "what"). Мысль дает нам знание реальности, но это лишь знание, а не
реальность. Имеются и такие философы, которые считают, что реальность является
самосогласованной, а всякая мысль самопротиворечива. Мысль имеет дело с
противоположностью субъекта и объекта, а абсолютная реальность есть нечто такое,
в чем эти антитезы уничтожаются. Наиболее конкретная мысль, поскольку она
пытается объединить многое в одном, является все же абстрактной, ибо она
обладает внутренним противоречием. Если мы хотим постичь реальность, то мы
должны отказаться от мысли. В соответствии с первой гипотезой открываемое
мыслью не противостоит реальности но является обнажением частички этой
реальности. Односторонние взгляды противоречивы только потому, что они
односторонни. Они истинны, поскольку они достигают цели, но они не представляют
всей истины. Вторая гипотеза говорит нам, что реальность можно постичь с
помощью некоего чувства, или интуиции15. Первая точка зрения настаивает также
на том, что для постижения реальности во всей ее полноте мысль необходимо
дополнить чувством. Нам, по-видимому, требуется другой элемент в дополнение к
мысли, и это подсказывается термином "даршана", который употребляется для
описания системы философии, учения, или шастры.
Термин "даршана" происходит от слова дриш – видеть. Видение может быть или
чувственным восприятием, или логическим познанием, или интуитивным опытом. Оно
может быть обозрением фактов, логическим исследованием или прозрением души.
Вообще "даршаны" означают критическое изложение, логическое рассмотрение или
философские системы. Мы не найдем слова, используемого в этом смысле на ранних
стадиях философского мышления, когда философия носила более интуитивный
характер. Это показывает, что даршана не является интуицией, как бы много ни
имела она с ней общих черт. Возможно, что это слово намеренно употребляется для
обозначения системы мысли, полученной посредством интуитивного опыта и
подтвержденной логическим доказательством. В системах крайнего монизма
философия подготовляет почву для интуитивного опыта, приводя нас к идее о
бессилии человеческой мысли. В системах умеренного монизма, рассматривающих
реальное как конкретное целое, философии в лучшем случае удается мысленно
воспроизвести реальность. Но реальное не охватывается нашими скудными
категориями. В системах крайнего монизма именно интуитивный опыт раскрывает нам
всю полноту реальности; в конкретном монизме это же достигается с помощью
прозрения, при котором познание пронизывается чувством и эмоцией. Логические
категории не обладают достоверностью опытных данных. С другой стороны, мнение
или логическое положение становится истиной только в том случае, если оно
выдерживает проверку жизни.
Слова "даршана", обладающее неопределенным значением, очень удобно, поскольку
оно оправдывает как диалектическое обоснование крайнего монизма, так и
интуитивную истину, на которой он основывается. С философской точки зрения,
"даршана" есть проверка интуиции и ее последовательное распространение. Даже в
других системах это слово употребляется при логическом изложении истины,
которая может быть выражена в понятиях как с помощью, так и без помощи
какой-либо оживляющей интуиции. Термин "даршана", таким образом, употребляется
для обозначения всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека, и если
реальность одна, различные воззрения, пытающиеся обнаружить одно и то же, не
должны противоречить друг другу. Они не могут иметь что-нибудь случайное или
произвольное, но должны отражать различные точки зрения, полученные от одной и
той же реальности. Тщательно рассматривая отдельные взгляды, которые получает
наш ум, охватывая действительность с разных сторон, мы поднимаемся на вторую
ступень полного изображения реальности в логических понятиях. Когда мы осознаем
недостаточность логического отражения реальности, мы пытаемся постичь реальное
с помощью интуиции, в которой поглощены интеллектуальные идеи. И тогда нам
говорят, что мы получаем чистое "бытие" крайнего монизма, от которого мы
возвращаемся к логической реальности мысли, снова читаемой нами самими буква за
буквой в различных системах. В применении к этой последней "даршана" означает
любое научное описание реальности. Таково то слово, которое своей красивой
неопределенностью символизирует всю сложность философского вдохновения.
"Даршана" – духовное восприятие, весь кругозор, раскрывающийся душевному
чувству. Этот взгляд души, возможный лишь там и тогда, где существует философия,
является отличительной особенностью истинного философа. Итак, высочайшие
триумфы философии доступны только тем, кто достиг в самом себе чистоты души.
Эта чистота основана на мудром принятии опыта, понимаемом только тогда, когда в
человеке обнаруживаются некоторые моменты скрытой силы, благодаря которым он
может не только созерцать, но и постигать жизнь. Черпая из этого внутреннего
источника, философ показывает нам истину жизни, истину, которую чистый
интеллект раскрыть неспособен. Проницательность порождается из таинственного
центра, в котором сосредоточен весь опыт, столь же естественно, как рождается
плод из цветка. [2]
Прежде чем отправиться на поиски, искатель истины должен, выполнить
определенные существенные условия. В своих комментариях на первую сутру
Веданта-сутр Шанкара доказывает, что четыре условия являются существенными для
каждого изучающего философию. Первое условие заключается в том, чтобы знать о
различии между вечным и приходящим. Это не означает полного зна
|
|