|
тя и не
все они были брахманами по происхождению. Идея Платона о философах как
правителях и руководителях общества получила в Индии свое претворение в жизнь.
Окончательные истины – это духовные истины, и в их свете должна
совершенствоваться современная жизнь.
Религия в Индии не отличается догматизмом. Она является рациональным синтезом,
который по мере развития философии продолжает вбирать в себя новые
представления. По своей природе гибкая и основанная на опыте, она пытается идти
в ногу с прогрессом мысли. Часто высказываемые критические замечания о том, что
индийская мысль, вследствие перенесения центра тяжести на интеллект, ставит
философию на место религии, лишь доказывает рационалистический характер религии
в Индии. Ни одно религиозное движение не появлялось на свет, не развив в
качестве своей основы философского содержания. Г-н Хавел отмечает:
"Религия в Индии едва ли является догмой; в области человеческого поведения она
– рабочая гипотеза, приспособленная к различным стадиям духовного развития и
разнообразным условиям жизни"4.
Всякий раз, когда религия имела склонность превратиться в неизменный символ
веры, наступало духовное оживление и философская реакция, которые подвергали
верования суровой критической проверке, отстаивая истинное и борясь с ложным.
То и дело будем мы замечать, как традиционные верования становятся
несостоятельными и даже ложными из-за того, что времена меняются. Тогда эпоха
перестает мириться с ними, следуя за интуицией нового учителя, Будды или
Махавиры, Вьясы или Шанкары, взволновавших духовную жизнь до самых глубин. Это,
несомненно, великие моменты в истории индийской мысли, периоды духовных
испытаний и предвидения, когда по призыву духа, витающего там, где он хочет, и
появляющегося неизвестно откуда, душу человека охватывает порыв и она начинает
новые дерзания. Именно тесная связь между философской истиной и повседневной
жизнью народа делает религию всегда живой и действенной.
Религиозные проблемы стимулировали развитие философского мышления. Разум
индийцев издавна бился над вопросами о природе божества, цели жизни и отношении
индивидуальной души к всеобщей душе. Хотя философия в Индии, как правило, не
полностью освободилась от очарования религиозных спекуляций, тем не менее
религиозные формы не препятствовали обсуждению философских вопросов. То и
другое не смешивалось. Благодаря тесной связи между теорией и практикой,
доктриной и жизнью, философия, не выдержавшая жизненной проверки в более
широком, а не прагматическом смысле этого слова, не имела шансов на
существование. Для тех, кто понимает подлинное родство между жизнью и теорией,
философия становится методом жизни, средством духовного осознания. Не было ни
одного положения, даже в системе санкхья, которое оставалось бы только догмой
или простым изречением. Каждая доктрина превращалась в страстное убеждение,
волнуя сердца и умы людей.
Было бы неправильным сказать, что философия в Индии никогда не относилась к
себе критически. Даже на ранних стадиях рассудочного мышления она стремилась
вносить поправки в религиозные верования. Доказательство улучшения религии
заключено в прогрессе от гимнов вед до упанишад. Переходя к буддизму, мы видим,
что философский дух уже стал тем образом мышления, который в интеллектуальных
вопросах не склоняется перед авторитетами, кто бы они ни были, и не признает
границ своей предприимчивости, если они не установлены логикой. Он испытывает и
проверяет все, смело следуя туда, куда ведут доказательства. Обращаясь к
даршанам, или философским системам, мы видим здесь мощные и непрерывные усилия
систематического мышления. Насколько эти системы свободны от традиционной
религии и предвзятых взглядов, видно из того, что санкхья обходит молчанием
существование бога, будучи уверенной в невозможности его теоретического
обоснования. Допуская существование высшего существа, вайшешика и йога не
признают его творцом вселенной, а Джаймини ссылается на бога лишь для того,
чтобы отказать ему в провидении и моральном руководстве миром. Известно, что
ранние системы буддизма равнодушны к богу. Имеется также материалистическая
система чарваков, которая отвергает существование бога, высмеивает жрецов,
хулит веды и ищет спасения в наслаждении. [1]
Тот факт, что религия и социальные традиции играют ведущую роль в жизни, не
препятствует свободным занятиям философией. Это странный парадокс, и все же это
очевидная истина: в то время как жизнь индивидуума в обществе ограничена
строгими нормами кастового строя, он вправе присоединиться к любому мнению.
Разум свободно подвергает сомнению и критике убеждения, с которыми люди
родились на свет. Вот почему еретик, скептик, неверующий, рационалист и
вольнодумец, материалист и гедонист – все они процветают на индийской почве.
Махабхарата говорит: "Нет муни, который не имел бы собственного мнения".
Все это служит доказательством незаурядной интеллектуальности индийского ума,
стремящегося познать сокровенную истину и законы многосторонней человеческой
деятельности. Действие интеллектуального импульса не ограничивалось сферой
философии и теологии, но распространялось на логику и грамматику, риторику и
язык, медицину и астрономию, – в сущности на все искусства и науки, от
архитектуры до зоологии. Все полезное для жизни или представляющее интерес для
ума становится предметом исследования и критического анализа. Чтобы получить
представление о всеобъемлющем характере
|
|