Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Сарвепалли Радхакришнан :: Сарвепалли Радхакришнан - ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОМ ПЕРВЫЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-
 
, и все другие науки искали в ней вдохновение 
и опору. Она – главная наука, направляющая другие науки, которые без ее помощи 
имеют тенденцию стать бесплодными и, безрассудными. Мундака упанишада говорит о 
брахма-видье, или науке о вечном, как основе всех наук – сарва-видья-пратиштхе. 


"Философия, – говорит Каутилья, – есть светильник всех наук, средство свершения 
всех трудов и опора всех обязанностей"2. 

Поскольку философия представляет человеческую попытку постичь тайну вселенной, 
она подвергается влияниям расы и культуры. Каждая нация обладает свойственными 
только ей духовными особенностями, своим специфическим интеллектуальным складом.
 Сквозь все минувшие исторические эпохи, сквозь все превратности, испытанные 
Индией, проступает какое-то, примечательное, своеобразие. Оно заключается в 
определенных психологических чертах, которые составляют особое достояние Индии 
и которые останутся характерными особенностями индийского народа до тех пор, 
пока он будет пользоваться преимуществом самостоятельного существования. 
Индивидуальность подразумевает независимость развития. Это не означает 
обязательного отсутствия сходства. Полного отсутствия сходства быть не может, 
ибо человек повсюду одинаков, особенно поскольку это касается его духа. 
Различия обусловливаются известными особенностями века, истории и темперамента. 
Они умножают богатство мировой культуры, ибо не существует какой-либо более 
благоприятной дороги философского развития, как не существует ее и в других 
областях. Прежде чем давать обзор характерных особенностей индийской мысли, 
следует сказать несколько слов о влиянии на нее Запада. 

Нередко поднимают вопрос о том, заимствовала ли индийская мысль свои идеи из 
иноземных источников, например из Греции, и в какой мере. Некоторые взгляды, 
высказываемые индийскими мыслителями, настолько сходны с определенными 
доктринами, которые развивались в древней Греции, что всякий, кто заинтересован 
в дискредитации той или иной философской системы, может легко это сделать3. 
Обсуждение вопроса о филиации идей – бесполезное занятие. Для непредубежденного 
ума совпадения служат лишь свидетельством параллелизма исторического развития. 
Одинаковый жизненный опыт порождает сходные воззрения людей. Во всяком случае, 
нет существенных доказательств, свидетельствующих о каком-либо прямом 
заимствовании у Запада со стороны Индии. Наше изложение индийской философии 
покажет, что она является независимым достижением (venture) человеческого ума. 
В Индии философские проблемы подвергались рассмотрению независимо от влияния 
Запада или связи с ним. Несмотря на эпизодическое общение с Западом, Индия 
могла свободно развивать свой собственный жизненный идеал, философию и религию. 
Где бы ни находилась истинная прародина арийцев, пришедших на полуостров, они 
вскоре потеряли связь со своими западными или северными сородичами и пошли по 
собственному пути развития. Правда, Индия неоднократно подвергалась нашествиям 
чужеземных войск, проникавших на ее территорию через северо-западные перевалы, 
но никто из завоевателей, кроме Александра Македонского, ничего не сделал для 
поддержания духовного общения между двумя мирами. И только сравнительно недавно,
 благодаря открытию морских путей, стало поддерживаться более тесное общение, 
последствия которого трудно предвидеть, так как они еще находятся в процессе 
становления. Поэтому ради практических целей мы можем рассматривать индийскую 
философию как замкнутую систему или продукт самобытного развития. 

II. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ МЫСЛИ
Философия в Индии носит преимущественно спиритуалистический характер. Именно 
спиритуализм, а не развитая Индией грандиозная политическая структура или 
социальная организация, дал ей возможность противостоять разрушительному 
действию времени и превратностям истории. Вторжения извне и внутренние распри 
много раз в истории Индии ставили ее цивилизацию на край гибели. Греки и скифы, 
персы и монголы, французы и англичане поочередно пытались сокрушить ее, а она 
все стоит с высоко поднятой головой. Индия никогда не была окончательно 
покорена, и былой огонь ее духа все еще пылает. На протяжении всей истории 
Индия жила во имя одной цели: она боролась за истину, против заблуждений. Быть 
может, она серьезно ошибалась, но она делала то, что было в ее силах и к чему 
она была призвана. История индийской мысли свидетельствует о бесконечных 
исканиях разума, вечно старого, но и вечно молодого. 

В индийской жизни доминирует духовный мотив. Индийская философия интересуется 
жизнью людей, а не заоблачными сферами. Она берет свое начало из жизни и, 
пройдя сквозь различные школы, возвращается в жизнь. Великие памятники 
индийской философии не имеют того академического характера, который так сильно 
сказывается в позднейшей критике и комментариях. Гита и упанишады далеко не 
ушли от народных верований. Они являются выдающимися литературными памятниками 
страны и в то же время средством выражения великих философских систем. 
Приспосабливаясь к слабому пониманию большинства, пураны содержат истину, 
выраженную в форме мифов и сказаний. В Индии была решена трудная задача – 
вызвать у народа интерес к метафизике. 

Основатели философских систем прилагают усилия к социально-духовному 
преобразованию страны. Если индийскую цивилизацию называют цивилизацией 
брахманизма, то это лишь означает, что ее основной характер и господствующие 
мотивы формировались философскими мыслителями и религиозными умами, х
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-