Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: М. Т. Степанянц - Восточная философия: Вводный курс
<<-[Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-
 
эпохи Хань", "начальное" называется "единым", которое "есть основа десяти тысяч 
вещей" и находится "перед Небом и Землей" (27). 
   Китайские мыслители предлагали различные варианты развития жизни из 
безначального Начала. Приведем в качестве примера рассуждения Ван Фу (76-157), 
взгляды которого отличались эклектичностью, включая идеи, заимствованные из 
различных направлении китайской мысли. "В древнем-древнем мире во времена 
великой пустоты [существовало] без формы и признаков изначальное ци (понятие, 
введенное в оборот даосами. - М. С.), состоявшее из слитых воедино субстанций. 
Его нельзя было обуздать, им невозможно было управлять. Так продолжалось долго, 
но [потом] оно вдруг начало изменяться, оно разделилось на чистое и мутное, 
которые превратились в инь и ян. Инь и ян уже обладали формой; упорядочиваясь в 
мире, они сформировали небо и землю. Когда небесное ци и земное ци соединились, 
зародилось все сущее. Гармоничное слияние инь и ян породило и человека, чтобы 
он управлял всем сущим" (28). 
   Наряду с наиболее распространенными натурфилософскими воззрениями в 
китайской традиции имели хождение и идеи теистического порядка, утверждавшие 
наличие трансцендентной силы, творящей мир и им управляющей. Такая сила могла 
приписываться иногда Дао, но чаще - Небу-Тянь. Так, согласно представителям 
школы моистов, основателем которой был Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.), Небо 
"зарождает и взращивает все сущее и приносит ему пользу... нет не сделанного 
небом" (29). Более того, в интерпретации моистов Небо обретает карающие функции 
в отношении того, что противно его "воле". Нарушение небесной воли влечет за 
собой суровые наказания в виде небесных знамений, природных аномалий или 
катаклизмов, выражающих "недовольство" Неба. Это касается не только природных, 
но и общественных явлений: "Кто следует велениям неба, тот непременно получит 
вознаграждение, - говорится в книге LМо-цзы". - Кто нарушает волю неба, тот 
непременно понесет наказание" (30). 
   Не исключалось и близкое к материалистическому понимание неба. Показательны 
в этом смысле взгляды Ван Чуна (27 - ок. 97 г. н. э.). Полемизируя с 
конфуцианцами, Ван Чун утверждал, что небо "отнюдь не является некой туманной и 
бесплотной сущностью" (31). Ссылаясь на данные астрономии и вычисления 
математики, он настаивал на том, что "небо является телесной субстанцией" (32). 

   Отмечая разнообразие воззрений на мироустройство, присущее китайской 
духовной традиции, нельзя не признать тем не менее, что доминирующую роль в ней 
занимала официальная конфуцианская доктрина, сложившаяся в эпоху Хань и 
продолжавшая оставаться господствующей на протяжении двухтысячелетнего периода 
истории Китайской империи. Автором данной доктрины был упоминавшийся ранее Дун 
Чжуншу. 
   "Конфуций эпохи Хань" признавал существование Дао как великого Единого, 
Первоначала, предшествующего Небу. Дао тождественно дэ, благодаря которому 
проявляются потенции мира. Последний насыщен первочастицами ци в их двух 
энергетических ипостасях - ян и инь, в результате взаимодействия которых 
возникает многообразие мира. Небо обладает пятью элементами (у сын): дерево, 
огонь, земля, металл, вода. Земля - центр пяти элементов, порядок которых 
определен Небом. Небо же "рождает народ" (33), который по природе своей может 
быть добрым или злым. "Для того чтобы сделать [его] природу доброй. Небо ставит 
[над ним] государя. Таков замысел Неба... Государь наследует и продолжает 
замыслы Неба, и его предназначение - завершить [становление] природы народа" 
(34). Нетрудно заметить, что официальная доктрина конфуцианства синтезировала 
положения, заимствованные из различных древнекитайских школ, тем самым как бы 
примирив их между собой и обеспечив некоторое идеологическое единство, столь 
необходимое для поддержания стабильности империи. 
   В Коране зафиксирован мифологический вариант творения, практически 
повторяющий библейскую версию. Теизм, предполагающий трансцендентность Бога, 
сотворившего мир и непрестанно его направляющего, выражается в мусульманской 
теологии жестким разделением Бога и мира (Бог - субстанция высшего порядка, а 
мир - тварная, потому более низкая). Некоторые из мутакаллимов предложили 
атомистический вариант онтологического основания мусульманской схоластики. "Вся 
вселенная, - утверждали они, - т. е. каждое тело, которое в ней существует, 
составлено из очень мелких частей, которые... не могут быть дальше разделены" 
(35). В отличие от античных атомистов, мутакаллимы считали, что мельчайшие 
неделимые частицы не пребывают "извеяно во вселенной", но "Бог непрерывно 
творит эти субстанции, когда он хочет" (36). Хотя в "отношении к природному 
порядку вещей, носящему субстанциональный характер", бесконечности нет (т. е. 
"невозможно существование бесконечного тела или тел, число которых бесконечно"),
 тем не менее отчасти доказана "бесконечность акциденций" (37). 
   Предметы не обладают постоянными свойствами, последние всякий раз создаются 
Богом: "Когда Бог творит простую субстанцию, то он в ней творит и ту акциденцию,
 которая ему угодна" (38). Она, однако, тотчас же исчезает, ибо не может 
длиться два момента. А Бог в каждый новый момент создает акциденцию того же 
вида. "Так продолжается все время, пока Богу угодно, чтобы сохранялся этот вид 
акциденции" (39) - Когда, скажем, человек пишет, это не он движет пером: 
движение возникает в пере и в руке благодаря свойствам, сотворенным Богом. 
Общий вывод мутакаллимов следующий: "Не существует такого тела, которое 
производило бы какое-либо действие... действующим началом является Бог (40). 
   Теизму мусульманской схоластики противостоял мистический пантеизм суфиев, 
наиболее полно представленный Ибн Араби (1165-1240), "апостолом теософского 
мистицизма", "самым великим мистическим гением арабов". Именно в его трудах, 
особенно в "Фусус ал-хикам" ("Геммы мудрости"), разработана концепция, позже 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-