|
впервые в Индии, категориальный философский язык (11).
Будучи религиозно-философской системой, вайшешика признавала присутствие
Бога в космогоническом процессе. Однако Бог - Ишвара не творит мир из ничего.
Он скорее осуществляет "надзор" над стихиями, которые так же вечны, как он сам.
Толчком к движению атомов служат адришты, воплощающие не просто божественное
желание, но неумолимый "закон кармы" (12).
Попытаемся разобраться в сказанном. Прежде всего, что представляют собой
великие стихии - махабхуты? Это космические первоэлементы, упоминание о которых
встречается еще в упанишадах. Классический для вайшешики перечень содержит пять
стихий: земля, вода, огонь, воздух и анаша (как коррелят органа слуха).
Добавление последней объясняется тем, что многие вайшешики полагали критерием
великих стихий их корреляцию с органами чувств, обособленными от тела, -
индриями. "Пять субстанций, начиная с земли, порождаются материальными
элементами индрий и наделены специфическими качествами, каждое из которых
воспринимается соответствующей внешней индриеи" (13). Причисление звука к
разряду космических стихий соответствовало общей для всех брахманистских
философских систем установке на приписывание Ведам статуса онтологического
явления, имеющего самостоятельное и независимое от человека бытие.
Махабхутам присущи две формы: форма причины - разделенность на атомы в
период космической ночи и начала творения мира; и форма следствия -
образованные из атомов тела, органы чувств и объекты (14). Идея атома как малой
частички неизвестна ведийской традиции. Атомистические представления в Индии
развиваются в главных школах неведийской традиции, т. е. в буддизме, джайнизме
и адживике.
Вайшешика классифицирует атомы по стихиям (исключается только акаша,
поскольку она не имеет формы тела, а есть лишь орган, заключенный в ушной
раковине). Атомы различаются по качествам в соответствии со спецификой каждой
из стихий. Атомы земли обладают запахом, вкусом, цветом, осязаемостью; атомы
воды - вкусом, цветом, осязанием; атомы огня - цветом, осязанием; атомы воздуха
только осязанием. Атомы не способны к движению без толчка извне. В период
"творения мира" толчок исходил от верховного бога Ишвары через посредство
адришт.
Полагают, что первоначально вайшешика была чистой философией природы, а
потому интересовалась преимущественно структурой бытия и ее материальной
каузальностью. Однако такой подход не вписывался в общую индийскую традицию
обязательной сотериологической релевантности. Поэтому в поздней вайшешике, в ее
классической редакции, делается акцент на адришты, которые заполняют разрыв
между материальной и моральной причинностью. Более того, последняя становится
всеохватывающей, доминирующей: материальная причинность действует уже в
контексте моральной.
В учении вайшешиков адришты имеют три значения: космологическое -
первотолчок в начале творения, приводящий в движение атомы; физическое -
ненаблюдаемые причины природных движений; и этическое. Одно из принципиальных
отличий атомизма вайшешики от демокритовского заключалось именно в том, что
если Демокрит трактовал процессы космогенеза как естественно-механические
(процессы возникновения и уничтожения миров вызваны вечным движением атомов, то
соединяющихся, то разъединяющихся), то вайшешики видели в них реализацию дхармы,
поскольку, согласно индийской традиции, мир развивается по моральным законам.
Говоря условно, атомы в вайшешике благодаря адриштам создают не столько
физический, сколько моральный образ мира. Для вайшешиков мировые процессы
детерминируются не механическими причинами - столкновением атомов и т. п., а
моральными - воздаянием за человеческие поступки, законом кармы, действующим
посредством адришт.
Антиподом системы вайшешиков считают онтологию Шанкары (VIII-IX вв.) -
основателя монистической доктрины адвайта-веданты (адвайта - "недвойственность",
веданта - "завершение Вед"). Шанкара подверг критике все неведантистские
философские системы, в том числе и вайшешику. Причем в полемике с последней его
основной целью было опровержение учения об атомах.
Главные расхождения адвайта-веданты с вайшешикой сводятся к следующему.
Первое - представление о непрерывной природе субстанции, в противовес
дискретности, утверждаемой вайшешиками. Второе - утверждение тождества причины
и следствия в отличие от точки зрения вайшешиков, придерживавшихся мнения о том,
что следствие не является началом нового, не содержащегося в причине. Третье -
признание причиной всего сущего Брахмана, а не адришты.
Согласно Шанкаре, вселенная образована волшебными переливами майи - завесы,
или магической иллюзии, скрывающей иную, неизменную сущность - Брахмана.
Подобно тому как веревка в руках факира кажется змеей, а раковина издали мнится
куском серебра, иллюзорен и мир явленного. Высший Брахман лишен свойств, он
всегда самотождествен и един. Иллюзия же мира возникает вследствие майи,
которая по сути своей есть неведение (авидья).
Мир не является следствием причины, поскольку причина и следствие
тождественны: "следствия" представляют собой лишь названия для уже
существующего, вечно неизменного. В одном из своих комментариев Шанкара говорит
о металлических изделиях - перелитом металле, - что они "берут начало в речи",
подразумевая, что они реальны не сами по себе, но лишь поскольку они суть все
тот же металл. "Следствие - только словесная форма, оборот речи" (15).
По словам Шанкары, "состояние, при котором имена и формы проявлены,
отличается от состояния, когда они не проявлены. Поэтому, хотя следствие и
существует как неразличимое от причины до творения с точки зрения различия
состоянии, следствие считается не существующим до [акта] творения... Поскольку
|
|