|
представления о Боге, - говорил он, обращаясь к соотечественникам, - и увидьте
Его в каждом человеке - работающим тысячей рук, вкушающим всеми устами... Я не
замкнутое маленькое создание, я - частица Космоса. Я - жизнь всех сыновей
прошлого, я - душа Будды, Иисуса, Мухаммада... Встаньте, вот высшая вера. Вы
едины со вселенной. В этом заключено истинное смирение, а не в том, чтобы
ползать на четвереньках и объявлять себя грешником" (170).
Индусский реформатор мечтал о том, чтобы каждый индиец обрел веру в самого
себя, избавился от внутреннего рабства, "каждый восстал гигантом, способным
своротить горы мощью своего интеллекта, чтобы он стал бесконечным Богом" (171).
Показательно при этом, что Вивекананда видел главное призвание человека в
земном труде, а не в аскезе, уходе от мира. Сопоставляя "подлинного" человека с
"кажущимся", Свами утверждал, что "человек - величайшее из живых существ,
земной же мир труда - наилучшее местопребывание для него, ибо только здесь он
получает самые большие возможности для самосовершенствования" (172).
В том же гуманистическом учении пересматривается концепция Бога и человека в
воззрениях мусульманских реформаторов. "Мир во всех его проявлениях, - писал
поэт-философ Мухаммад Ик-бал (1873-1938), - от механического движения того, что
мы называем атомом материи, до свободного движения мысли в Эго есть выражение
великого "Я" (173). Наивысшего уровня оно достигает в человеке. "Вот почему, -
заключает Икбал, - Коран учит, что конечное Эго ближе к человеку, чем артерия
на шее". И далее: "Человек обладает более высокой степенью реальности, чем вещи,
его окружающие. Из всех творении Бога лишь он один способен сознательно
участвовать в созидательной деятельности своего творца" (174).
Реформаторская интерпретация дает основание для нового, соответствующего
духу времени толкования роли человека в мироздании. Признание за ним
определенной степени свободы воли не только оправдывает самостоятельность
человеческих усилий, направленных на преобразование земной жизни, но возводит
их в моральный, религиозный долг. Не мирская отрешенность, не поиск
индивидуального спасения, а активность, действенность в борьбе за
переустройство общества на новых гуманистических началах являются главными
этическими принципами реформаторов.
Пересматриваются ключевые для индуизма и буддизма понятия карма, майя,
нирвана, мукти и др. Индусские просветители Раммохан Рой и Дебендранатх Тагор
вообще не принимают их, считая логически необоснованными. Буддийские
реформаторы (У Отама, У Лун, У Тимисара) полагают, что усилия по достижению
нирваны допустимо считать оправданными лишь после освобождения от рабства
земного.
Забота о личном спасении в принципе греховна. Высший нравственный долг -
забота о других, реализуемая в национально-освободительном движении. По
определению Ауробиндо Гхоша (1872-1950), радикально трансформировавшего самую
влиятельную из индуистских классических религиозно-философских школ в
"политический ведантизм", национализм - "это религия, ниспосланная Богом",
нация - "воплощение одного из аспектов Божественного начала", любовь к Родине
тождественна поклонению Богу. Названный Джавахарлалом Неру "властителем душ"
индийцев, Ауробиндо Гхош пытается синтезировать в своем учении методы йоги,
присущие различным направлениям религиозно-философской мысли Индии, с тем чтобы
с помощью "интегральной йоги" преобразовать человеческую природу и общество в
целом.
Универсальное средство воспитания людей, по мнению А. Гхоша, - культура,
представляющая собой "внутреннее ядро цивилизации, ее сердце". История
человечества свидетельствует об односторонности развития, поскольку в каждой
известной до сего времени цивилизации акцентировался какой-то один из элементов
культуры: на Древнем Востоке - религия, в греческой Спарте - мораль, в
европейском Возрождении - искусство, в современном западном обществе - наука.
Преодолеть ограниченность культурной одномерности можно лишь посредством
гармонического синтеза, осуществимого с помощью интегральной йоги. Последняя
предусматривает психическое, духовное и супраментальное преобразование человека.
Посредством карма-йоги, джняна-йоги и бхакти-йоги осуществляется очищение
соответственно воли, ума и эмоций, достигается "прорыв" от эмпирического "я" к
духовному. Четвертая - "йога совершенства", зависящая от милости Божьей
(человеку надо лишь "отойти в сторону" и предоставить действовать Богу),
позволяет обрести супраментальное сознание. В отличие от Шанкары и Мадхавы,
крупнейших авторитетов средневековья, Гхош придает особое значение карма-йоге,
волевой деятельности, высшим принципом которой является дхарма - интуитивно
постигаемый закон поведения, предусматривающий оптимальное сочетание интересов
индивида и общества. Гхош акцентирует социальный аспект дхармы, полагая, что
именно карма-йога может стать эффективным средством борьбы за национальное
освобождение, поскольку оно способствует воспитанию духа бескорыстия и
жертвенности, вселяет уверенность в справедливость и конечное торжество
антиколониального движения.
Необходимой предпосылкой творческой активности личности является
раскрепощенность мысли. Обоснование права на самостоятельное суждение, на
свободу от засилья догм - неизменный лейтмотив восточного реформаторства.
Особая значимость для Востока проблемы соотношения веры и знания, религии и
науки вполне объяснима, учитывая, что отставание стран указанного региона во
многом связано с негативной установкой господствовавшего религиозного
догматизма по Lотношению к рациональному познанию, развитию естественных наук и
техническому прогрессу. По признанию мусульманского реформатора, идеолога
панисламизма Джелал ад-Дина Афгани (1834-1905), в упадке арабо-мусульманской
цивилизации "целиком повинен ислам. Куда бы он ни проникал, он стремился
|
|