Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: М. Т. Степанянц - Восточная философия: Вводный курс
<<-[Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-
 
   Музыка, согласно представлениям китайцев, является таинственным даром, 
перешедшим от героев архаики, а к тем, в свою очередь, от божеств-предков. 
Музыка содержит в себе "знание предков", облеченное в числовые соотношения 
(161). 
   Ритуальная музыка - "правильна", она резонирует пер-возвук, она гармонична, 
как идеальный музыкальный звукоряд. Тем не менее подобно музыкальному 
инструменту, нуждающемуся в периодической настройке, музыка-ритуал подвержена 
"ущербу" под влиянием внешних воздействий, а потому требует время от времени 
исправления (ею). Осуществляет такого рода настройку-исправление мудрец 
(шэнжэнь), выступающий в качестве своего рода "основного тона" внутри социума 
(162). 
   Основной тон задается из центра, откуда исходит всякий звук. Чем больше 
удаленность от центра, тем больше вероятность искажения, отступления от 
Порядка-Истины. Вот почему возвращение к истоку, к прошлому определяет 
особенность китайской культурной диспозиции в целом и рационального дискурса в 
частности. Путь познания ориентирован не на открытие новых рубежей, а на 
возврат к прошлому, к некой "базе данных", которыми обладали далекие предки. 
   Незыблемость авторитета ритуала, его определяющая роль в генезисе индийской 
и китайской философской мысли жестко детерминировали границы философского 
дискурса. Если мифология с характерным для нее полетом человеческой фантазии 
допускала многовариантность моделей мира, открывавшую возможность разнообразия 
дискурса, методов теоретизирования, то ритуал жестко ограничивал такую 
вариативность, накрепко привязывая рефлексию к традиции. 
   Механизм, препятствующий инновациям, в исламском мире был иным. Хотя и здесь,
 кстати, генезис философии также не был напрямую связан с мифом. Арабские 
письменные источники содержат чрезвычайно скудные сведения о мифотворчестве в 
арабской среде. Теоретическая рефлексия у арабов фактически берет начало от их 
обращения в мусульманство. Основные же догматы исламского вероучения (сильно 
выраженное фаталистическое кредо, вера в конечность, т. е. совершенство 
пророчества Мухаммада, утверждение шариата в качестве не подверженного 
пересмотру закона Аллаха и др.) располагали" к канонизированному стилю мышления.
 Напомним, что право на самостоятельное суждение - иджтихад было запрещено 
спустя два столетия после возникновения ислама. Даже самые независимые умы 
считали "непозволительным обсуждать или оспаривать начала шариата", утверждая, 
что "эти начала суть вещи божественные, находящиеся выше человеческого разума, 
а поэтому их следует признавать, хотя причины их неизвестны" (163). 
   Все сказанное не означает, что на Востоке вообще невозможно было отклонение 
от традиции, не отметались разномнение, многовариантность рефлексивных 
тенденции. Однако история развития духовной мысли в рассматриваемых регионах 
свидетельствует о том, что фактически до конца XVIII в. здесь доминировал 
нормативный стиль мышления. 
   (94) Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 1993, 
с. 103. 
   (95) Общая история философии. Т. 2. СПб., 1910, с. 38. 
   (96) Там же, с. 43. 
   (97) Там же, с. 87. 
   (98) Мах Miiller F. The Six Systems of Indian Philosophy. Varanasi. Reprint, 
1919, с. XIII. 
   (99) Гессе Г. К моим японским читателям. - Восток-Запад. Исследования. 
Переводы. Публикации. М., 1982, с. 217. 
   (100) Shekhawat V. Specific Cultures and Coexistence of Alternative 
Rationalities: a Case Study of the Contact of Indian and Greco-European 
Cultures. - Journal of ' Indian Council of Philoeophical Research. New Delhi. 
Januaiy-April, 1992, vol. IX, ¦ 2. с. 132. 
   (101) Классическая йога ("Иога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М., 1992.
 с. 89. 
   (102) Шохин В. К. Рационализм классической санкхьи: история и типология. - 
Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988, с. 180. 
   (103) Бхагавадгита 18, 49. Там же. 5. 19. 
   (104) Там же. 5, 19. 
   (105) Цит. по: Шохин В. К. Рационализм классической санкхьи: история и 
типология, с. 190. 
   (106) Классическая йога, с. 104. 
   (107) См.: Шохин В. К. Древнеиндийский рационализм как предмет 
историко-философской науки. - Рационалистическая традиция и современность. 
Индия, с. 39. 
   (108) Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 79. 
   (109) Там же, с. 77-78. 
   (110) Цит. по: Андросов В. П. Диалектика рассудочного познания в творчестве 
Нагарджуны. - Рационалистическая традиция и современность. Индия, с. 58. 
   (110) См.: Шохин В. К. Древнеиндийский рационализм как предмет 
историко-философской науки. - Рационалистическая традиция и современность. 
Индия, с. 39. 
   (111) Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 79. 
   (112) Там же. с. 77-78. 
   (113) Цит. по; Андросов В. П. Диалектика рассудочного познания в творчестве 
Нагарджуны. - Рационалистическая традиция и современность. Индия, с. 58. 
   (114) См.: Кобзвв А. И. Учение о символах и числах в китайской классической 
философии. М., 1994, с. 34. 
   (115) См.: Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993, с. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-