|
должны быть религиозные законы; б) политика); науку об управлении домом и,
наконец, науку о самом себе, т. е. каким должен быть человек по отношению к
самому себе.
Теоретическая наука также распадается на три вида. Первый называется высшей,
или первичной, наукой, т. е. наукой о том, что лежит вне природы. Это -
метафизика. Вторая - средняя наука - математика. Третья - низшая - наука о
природе, наиболее близкая к людям, но в то же время содержащая в себе "особенно
много неясностей", поскольку ее предметом является чувственное тело, постоянно
находящееся в движении и измене иии (144).
Метафизика Авиценны сосредоточена на описании и определении
необходимо-сущего. "Необходимо-сущее, - пишет Ибн Сина, - таково, что бытие
всех вещей исходит от него, и все вещи получают от него необходимость бытия
(145). Философ, ссылаясь на изречения Корана, признает тождественность
необходимо-сущего Творцу, Богу. В то же время это не только понятие
онтологическое. Необходимо-сущее для Авиценны есть "абсолютно мудрое",
"разумно-сущее", то, из чего проистекает иерархия разумов.
Признавая могущество рационального познания, утверждая, что "сила разума
бесконечна и мыслимое им является бесконечным" (146), Ибн Сина тем не менее
признавал существование области, не доступной рациональному осмыслению, сферы
мистического озарения (147).
За недостаточную последовательность в проведении рационалистической линии
Ибн Сина был подвергнут критике со стороны Ибн Рушда (Аверроэса) - последнего
из плеяды великих мусульманских перипатетиков.
По определению Аверроэса, разум "не что иное, как постижение сущего по его
причинам"; он считает, что именно это и отличает разум от всех других
воспринимающих сил (148). Разум позволяет обрести "истинное знание", которое,
по словам Ибн Рушда, "есть знание вещи такой, как она есть. (149).
Принимая во внимание критику в адрес философии со стороны теологов, Аверроэс
уделяет большое внимание обоснованию ее религиозной "законности", и даже более
того - "похвальное" занятия ею (150). Он ссылается на авторитет Корана, целый
ряд аятов которого, по его мнению, призывают мусульманина к рассмотрению и
познанию сущего посредством разума и на основании которых он приходит к
заключению о том, что "религия побуждает к познанию всевышнего Аллаха и его
творений посредством доказательства" (151). Последнее философ оценивает как
"орудие" мышления, которым верующий обязан владеть.
Аверроэс признает, что "исследование, опирающееся на доказательства", может
находиться в противоречии с тем или иным речением святого писания. В таком
случае следует пренебречь не доказательным выводом, а следованием букве Корана.
"Мы утверждаем со всей решительностью, - заявлял он, - всякий раз, когда выводы
доказательства приходят в противоречие с буквальным смыслом вероучения, этот
буквальный смысл допускает аллегорическое толкование" (152).
Он решительно протестовал против нападок на мусульманских философов по тем
причинам, что те заняты делом, чуждым исламскому вероучению, привнесенным извне,
а именно греческой философией. Культурный изоляционизм претил ему, а потому он
настаивал на необходимости соблюдения преемственности в познании истины.
"Всякий раз, - писал Ибн Рушд, - когда мы обнаруживаем у живших до нас народов
какие-либо взгляды и суждения относительно сущего, согласующиеся с тем, чего
требуют условия доказательства, нам следует изучать то, что они говорили по
этому поводу и излагали в своих книгах. Если что-то в этих книгах соответствует
истине - переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это; если же
что-то окажется не соответствующим истине - укажем на это, предостережем от
этого и простим их" (153).
Ибн Рушд не только "защищал" философию, но отводил ей более высокое по
сравнению с богословием место. Он различал людей в соответствии с их
познавательными способностями. К первой группе относятся простые смертные,
"толпа", те, "кто вовсе не способен к толкованию [священных текстов]; это
риторики, составляющие широкую публику... К другому разряду относятся те, кто
способен к диалектическому толкованию; это диалектики только по природе или по
природе и по навыку. К третьему разряду относятся те, кто способен к
аподейктическому толкованию; это аподейктики по природе и по науке, т. е. по
философской науке" (154). Иными словами, существует толпа, теологи и философы,
причем последние принадлежат "к лучшему разряду людей", именно их Аллах выделил
среди прочих.
Однако знание, доступное философам, "не подлежит разглашению", так как
человека, не способного к уразумению апо-дейктических толкований, это "ввергает
в неверие" (155). "Правильные толкования... нельзя излагать в книгах,
предназначенных для публики" (156). Они - удел избранных. Вредность
деятельности "диалектиков"-теологов в том и заключается, что они не "с публикой,
поскольку их способы Слишком темны для большинства; не с избранными, поскольку
если приглядеться к этим способам, то окажется, что они слишком несовершенны,
чтобы отвечать условиям доказательства" (157). Рассуждения теологов ведут к
разнобою в трактовке священных текстов, разброду, ересям и неверию.
Философия провозглашается Ибн Рушдом не противницей религии, но, напротив,
ее "спутницей и молочной сестрой", указующей "избранным на необходимость
совершенного исследования основоположений религии" (158).
Предпринятые Аверроэсом усилия опровергнуть доводы критиков философии и
защитить последнюю были столь решительны и убедительны, что влияние его
воззрений вышло далеко за пределы исламского мира, войдя в историю мировой
философии как особое направление мысли - аверроизм.
Важнейшие труды кордовского мыслителя были прежде всего переведены и
|
|