|
ньяя-вайшешике логика обрела статус протонаучной дисциплины, основываясь на
"реалистической" онтологии, она вступила в острое противоречие с буддийской
логикой. Первым из буддийских мыслителей, ниспровергшим логику ньяя-вайшешики,
был Нагарджуна (ок. IV в.), положивший начало продлившейся на тысячелетие
полемике по проблемам эпистемологии между двумя основными подходами индийской
религиозно-философской традиции: так называемым реалистическим и
идеалистическим.
Индийская реалистическая онтология признавала реальность внешнего мира и
отсюда возможность его познания индивидом. "Не существует ни врожденных идей,
ни априорных принципов. Вер приходит к познающему индивидууму извне... Познание.
.. постигает внешнюю реальность, реальность саму по себе" (112).
Прямо противоположна онтологическая установка буддизма, отрицающая
реальность существования как бытия, так и небытия. "Будда учил, - утверждает
Нагарджуна, - избегать [крайностей теорий] возникновения и уничтожения. Поэтому
нирвана логически не связана ни с бытием, ни с небытием. Если бы нирвана была
двоякой - и бытием и небытием, то и освобождение было бы и бытием и небытием.
Но это логически невозможно... Прекращение всех восприятии и прекращение всех
умо-миро-проявлений (prapaca) - вот благо (113). Отсюда и отказ Будды
рассуждать или отвечать на какие-либо метафизические вопросы, он предпочитал
этому молчание. Парадокс, однако, заключается в том, что, несмотря на все
вышесказанное, именно буддисты проявили себя как наиболее искусные мастера
диалектической логики, приемы которой были применены ими в полемике со своими
идейными противниками в Индии, а затем и в других регионах распространения
буддизма.
Несмотря на географическое соседство Индии с Китаем и распространение на
территории последнего еще в первые века нашей эры буддизма, влияние индийской
философской традиции не оказало значительного воздействия на китайскую духовную
культуру. Буддизм оказался бессильным изменить исконный китайский менталитет и
тип рефлексии. Знаменитая Китайская стена веками оставалась не только важнейшим
из памятников китайской архитектуры, но и самым ярким символом изолированности
Китая, его отстраненности от происходящего в мире, его принципиального
культурного своеобразия, включая специфику типа мышления.
Китайская модель рефлексии детерминировалась прежде всего тем особым
мировидением, которое рассматривало универсум как самодостаточную,
саморегулируемую динамичную систему с имманентно присущим ей порядком. В
отличие от порядка, характерного для греческой и индийской, т. е. других
самобытных философских традиций, китайская не признавала существования некой
внешней силы или принципа, отличающегося совершенством, объективностью,
универсальностью, постоянством принципа, порождающего этот мир и в то же время
привносящего в него порядок. Отсюда отсутствие различения Бытия и небытия,
идеального и материального, категориального дуализма как такового. Порядок - ли
имманентен миру, содержащему в себе собственные организующие, упорядочивающие
принципы. А раз так, задача состоит не в том, чтобы вскрыть линейную причинную
связь, а осознать взаимозависимость, коррелятивность всей "тьмы вещей". Отсюда
и своеобразие китайской модели мышления, мыслительной стратегии.
Коррелятивному, ассоциативному мышлению соответствует особая методология -
символизация пространственно-числовых структур, именуемая по-китайски сян шу
чжи сюэ - "учение о символах и числах", называемая некоторыми синологами
нумеро-логией. Аналогом китайской нумерологии в Европе, по словам А. И. Кобзева,
была пифагорейско-платоновская аритмология, или структурология (в терминах А.
Ф. Лосева), для которой также центральными были категории символа образа и
числа. Однако, если в Европе аристотелевско-стоическая логика возобладала над
пифагорейско- платоновской нумерологией, то в Китае, напротив,
конфуцианско-даосская нумерология победила зачаточную логическую методологию -
протологику моистов, школы имен (мин изя), отчасти легистов (фа и. зян) и
Сюнь-цзы.
Нумерология представляет собой формализованную систему, состоящую из
математических и математикоподобных объектов, связанных между собой
символически, ассоциативно, эстетически. Остов нумерологии - три вида
графической символизации: геометрические формы - "символы" (триграммы и
гексаграммы), цифры - "числа", иероглифы - инь-ян и у син (пять элементов).
Несмотря на крайнюю формализованность, нумерология тем не менее вполне
антропо- и социоцентрична. Исследователи обращают внимание на то, что специфика
главных нумерологических классификаций определена человеческим фактором.
Исходные для нее числа - 2, 3 и 5: "двоица образов" инь и ян - женское и
мужское начало; "три материала" - "небо, человек, земля" - система,
концентрирующаяся на человеке; пять элементов - "вода, огонь, дерево, металл,
почва" - по своему изначальному смыслу суть основные категории предметов
хозяйственно-трудовой деятельности человека. (Заметим, что те же три числа были.
основополагающими для вычислительной практики в древнем Вавилоне.)
Символы и числа соотносятся китайцами с вполне реальными пневмой (у. и) и
вещами-объектами (у). Об этом, в частности, говорится в "Цзо чжуани" (V-IV вв.
до н. э.): "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами
возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Фактически вся
космологическая система подвергается тотальной числовой оформленное
Нумерология, имеющая дело с символами и числами, могла стать опосредующим
звеном для перехода от эмпирики к логике. Однако эта потенция не была
реализована. Одно из возможных тому объяснений может быть отсутствие в
классической китайской философии развитых форм идеализма, что влекло за собой
отсутствие представления о понятийной сфере как особой реальности, для которой
|
|