|
(73) Древнекитайская философия. Эпоха Хань, с. 55.
(74) Там же, с. 52.
(75) Там же, с. 51.
(76) Там же. с. 60.
(77) См. подробнее: Григорьева Т. П. Даосская и буддийская модели мира. Дао
и даосизм в Китае. МL 1982.
(78) Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980, с. 208.
(79) Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Ч. I. М., 1984, с. 33.
(80) Ибн Араби. Геммы мудрости. - Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. МL
1993, с. 175.
(81) См.: Ал-Фараби. Философские трактаты. А. - А., 1970, с. 267. Гам же. с.
282.
(82) Там же, с. 282.
(83) Там же, с. 288.
(84) Там же, с. 288-289.
(85) Там же, с. 303.
(86) Там же, с. 305.
(87) Там же, с. 322, 325.
(88) См. там же. с. 306-307.
(89) Там же, с. 316.
(90) Цит. по: Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М.. 1980, с. 50.
(91) Там же, с. 126.
(92) Там же. с. 128.
(93) Там же. с. 131.
Глава V
ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ
Велик соблазн перечеканить древних философов в нашу "форму рефлексии", -
писал Гегель (94). Внемлем и мы этому предостережению великого мыслителя,
стремясь уяснить, в чем заключена специфика восточного типа мышления и
существует ли таковая вообще.
В стойких представлениях, сложившихся на Западе, принято противопоставлять
так называемый восточный тип мышления западному, и притом по многим параметрам.
Утверждается, например, что на Востоке философия никогда не была выделена из
религии, тогда как на Западе разведение их состоялось; что восточный
спиритуализм противостоит западному натурализму; что восточному типу
философствования присущи в качестве определяющих характеристик идеализм,
иррационализм, интровертность, космоцентризм, пессимизм в противовес западному
материализму, рационализму, экстравертности, антропоцентризму, оптимизму и т. д.
Сложившиеся подобным образом стереотипы в одних случаях выстраиваются по
иерархическому принципу, при котором западное философствование признается в
качестве более "высокого" по сравнению с восточным. При таком подходе индийцам
отказывают в способности к научному спекулятивному мышлению (95), китайцам
приписывают "поразительное отсутствие творческой силы воображения" (96), у
арабов констатируют "полнейшее отсутствие критической способности" (97).
В других случаях именно "спиритуальность", мистический настрой восточной
мысли рассматриваются как свидетельство превосходства ее над западной. Носители
первой казались известному ориенталисту Ф. Макс Мюллеру "превосходящими
большинство философов Запада" (98).
Иногда указанные стереотипы выступают "на равных", как взаимно дополняющие.
Такой точки зрения придерживается, например, большой поклонник восточной
философии Герман Гессе, усматривающий в "мудрости Востока и Запада... не
враждебные, борющиеся силы, но полюсы, . "между которыми раскачивается жизнь"
(99).
Хотя этот подход исключает несправедливость и тем более уничижительные
оценки той или иной мировоззренческой традиции, он тоже представляется
неудовлетворительным, поскольку, разводя Восток и Запад как два полюса и
постоянно подчеркивая только специфику каждого из них, не дает возможности
выявить в развитии философской мысли отдельных народов то общее, что делает их
участниками истории человеческого общества в целом.
Неприятие стереотипов востоке- и западоцентризма не означает утверждения
повсеместного единообразия способов и методов философствования. Специфика
последних, как, впрочем, и других аспектов культуры, безусловна. Но адекватное
выявление богатства философского наследия диктует отказ от
ограниченно-упрощенного отнесения философских традиций к двум разным полюсам.
При этом важно обратить внимание на следующие обстоятельства.
Стереотип западного типа мышления как рационалистического явно подсказан
состоянием и тенденциями развития философской мысли в Европе в новое и новейшее
время. Но он, конечно же, неприменим, скажем, к европейской средневековой
философии. Категоричность оценки восточного типа как исключительно
иррационального в значительной мере вызвана тем, что восточная философия в
нынешнем ее состоянии сопоставляется с западной нового и новейшего времени. Не
обнаружив на Востоке картезианского направления, исследователи склонны
заключать, что "восточной" ментальности в принципе чужда рациональность.
Проблема же, однако, состоит не в отсутствии рационалистических потенций как
таковых, а в том, что на Востоке они не были реализованы в такой же степени,
как на Западе.
Совершенно очевидно, что всякий человек как существо разумное обладает той
|
|