|
бытия, новых рождений, зависимых от предшествующей жизни, называется мокша.
Индийские тексты предлагают различные варианты определения того, что есть
мокша. В Ведах она толкуется как изъятие души из круговорота переселений, т. е.
смены одних телесных форм другими. Это может быть достигнуто "познанием души",
ее "отделением от природы". Нередки метафорические дефиниции. Например, один из
джайнских авторов XII в. говорил, что освободиться от сансары - это все равно
что разбить сосуд-тело, в котором томится заключенная душа, рвущаяся к свободе,
мокше.
Многообразны и методы достижения мокши. Некоторые последователи шиваитского
и тантристского культов считали, что для освобождения от дурной кармы и
достижения мокши следует совершать ритуалы жертвоприношений (причем не только
животных, но и людей). Такая точка зрения, конечно, не типична. Путь к мокше
обычно пролегает через тяжелую работу по самосовершенствованию.
Вначале - следование общепринятым нормам морали, включенным в кодекс
поведения, предусмотренный соответствующим вероучением. (В индуизме таковым
являются "Законы Ману", сложившиеся во II в. до н. э. - II в. н. э.) Далее -
отречение от земных страстей, искушений:
Ни к чему не привязанный мыслью, победивший себя, без желаний, отрешенностью
и недеянием человек совершенства достигнет (61).
Совершенство видится в способности познать свое истинное "я", тождественное
Атману. В "Дхаммападе", одном из самых популярных буддийских текстов, говорится,
что бхикшу, т. е. нищенствующего отшельника-буддиста, "называют спокойным,
если его тело спокойно, речь спокойна, ум спокоен, если он сосредоточен и
отказался от мирских благ. Сам себя побуждай, сам себя проверь. Такой бхикшу,
следящий за собой, сосредоточенный, будет счастливо жить. Ибо ты сам себе
господин, ибо ты сам себе путь..." (62).
Путь аскезы и мистического поиска предложен в наиболее развернутом виде в
буддизме. Бытие, эмпирический мир, рассматривается буддистами как безначальное
волнение истинно-сущего. Таким образом, оно не является следствием падения,
греха, требующего искупления, но есть безначальное страдание истинно-сущего.
Бытие и есть страдание, они тождественны друг другу.
Истинно-сущее разложено на бесконечное число дхарм, каждая из которых
испытывает свою долю страдания. Доля эта находится в зависимости от кармы и
содеянного в прошлом рождении:
каждая данная единичная жизнь связана с предыдущей и объясняет то, что она
страдает именно так, а не иначе. Происходит это вследствие того, что единичная
жизнь представляет собой не что иное, как временное сочетание безначальных и
бесконечных составных частей, это как бы лента, сотканная на определенном
отрезке времени из безначальных и бесконечных нитей. Жизнь тем самым - это
некий узор, смерть же распадение узора, распутывание нитей и соединение их в
ленту с новым узором.
Чтобы освободиться от страдания-бытия, надо положить конец процессу
переплетения нитей, или, используя другую излюбленную буддистами метафору,
вырваться из водоворота бушующего океана бытия. Путь совершенствования состоит
в том, чтобы, выйдя из замутненного потока бытия, стать прозрачной каплей,
свободной от волнения, помутнения. Спасенными личностями являются те, кому
удалось выйти из пучины помрачения, их называют бодхи-саттвами (букв. "существа,
чья сущность есть просветление"). Бодхисаттвы - это те, кто, будучи близок к
обретению полного покоя на "берегу" бушующего океана бытия, тем не менее
добровольно отказываются от этого блага и, более того, возвращаются в пучину,
дабы помочь другим выбраться из нее.
Есть среди бодхисаттв и немногие особенно светлые и лучезарные, приставшие к
берегу и находящиеся в вечном покое, - это будды. Каждый будда имеет как бы три
"тела": одно - свое, личное, достигшее совершенства, второе - то, которое
отражается в бодхисаттвах, третье - то, что отражается в мутных каплях,
находящихся в круговороте. Отражаясь в других, будды тем самым являются для них
учителями, наставниками, идеальными ориентирами.
Наставляя на путь совершенствования, буддизм учит: "Пересекая поток
существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того,
что между ними. Если ум освобожден, то что бы ни случилось, ты не придешь снова
к рождению и старости... Он достиг совершенства, он бесстрашен, и у него нет
желаний; безупречный, он уничтожил теорию существования: это его тело -
последнее" (63).
Восхождение по пути совершенствования завершается состоянием нирваны.
Понятие нирваны получало уточнение и развитие по мере роста влияния учения
Гаутамы. Однако именно потому, наверно, что это некая идеальная цель, желаемая,
но практически если вообще и достижимая, то лишь единицами избранных, это
понятие фактически так и не было никогда уточнено и сведено к какой-либо одной
дефиниции. Значение слова "нирвана" полисе-мантично: затухание, остывание,
несуществование и т. д.
Многозначность понятия "нирвана" отражает не только сложность передачи
отождествляемого с ним психологического состояния. В неопределенности
"конечной" цели огромный позитивный смысл: "Путь совершенствования" бесконечен,
он побуждает к развитию все человеческие силы как таковые безотносительно к
какому бы то ни было заранее установленному масштабу.
И еще: эта многозначность указывает на разнообразие функций, которые
выполняет мистическая аскеза в обществе. В ней выражена неудовлетворенность
мироустройством и содержится вызов общественному порядку, но она же может
демонстрировать смирение, проявляющееся в "бегстве" от жизни. Ей присущ
пессимистический настрой по поводу возможности изменения мира к лучшему и в то
|
|