|
построения монашеской сангхи, в индуизме переосмысливалось содержание терминов
“дана”, “яджна”, “тапас” для обоснования движения “бхудан” – добровольное
пожертвование земли; в исламе – “закат” (налог в пользу бедных), “риба” (запрет
на процент с банковского капитала) и шариатский порядок наследования
толковались как “столпы” исламской социально-экономической системы,
ограничивающие злоупотребления собственностью.
Даже тогда, когда казалось безоговорочно принималась одна из двух указанных
моделей, она неизбежно несла на себе печать национальной специфики, зачастую
радикально трансформируя и искажая принятый за идеал эталон. Показательный
пример тому чучхеизм – по мысли его основного теоретика Ким Ир Сена,
знаменующий собой “новые рубежи революционной теории”, творческое развитие
марксизма-ленинизма.
Этимологически чучхе представляет сочетание двух иероглифов. Первый –
“хозяин”, второй – “тело”, в сочетании они означают “субъект”. Поборники идей
чучхе считают, что данная ими интерпретация понятия “субъект” представляет
собой новую постановку основного вопроса философии, который формулируется
следующим образом: “Кто есть властелин мира?” Ответ: “Человек хозяин всего, он
решает все” или “Человек является существом, распоряжающимся миром (курсив мой
– М.С.)”1 4 . На практике идеи чучхе означают “опору на собственные силы”,
проявляющуюся как “независимость в политике, самостоятельность в экономике,
самооборона в защите страны”1 5 .
Потенциальные возможности возникновения чучхеизма таили в себе теория и
практика корейского революционного движения со времени своего зарождения. В
корейском варианте социалистическая революция предполагала одновременно
“раскрепощение” от гнета феодализма и иностранного господства, то есть
выдвигала задачи как социального, так и национального освобождения. В этих
условиях мобилизовать массы на политическую активность и революционное
подвижничество могли идеи, способные внушить людям, что счастье находится в их
руках, что они и только они – творцы собственной судьбы и судьбы Отечества.
Казалось бы, ключи к земному раю найдены: будь уверен в себе, прояви волю и
упорство в достижении поставленных целей и победа обеспечена. Однако в жизни
все сложнее: от уверенности к самонадеянности, от идейной убежденности к
догматизму – один шаг. Этот шаг был решительно сделан в 60-е годы, именно тогда
“чучхе” вошло в лексикон и стало объектом теоретизирования. Толчком к тому
явились события в СССР: разоблачение культа личности, устранение “железного
занавеса”, либерализация общественной жизни. Своеобразное истолкование
политически нейтральных понятий “субъект” и “самобытность” стало основным
идеологическим заслоном на пути распространения ооттепелип.
Идеи чучхе объявляются “единственно руководящими идеями” правительства КНДР,
а оно, в свою очередь, – “самой передовой в мире революционной властью”1 6 .
Программа деятельности формулируется следующим образом: “Коммунизм есть
народная власть плюс три революции. Если непрерывно укреплять народную власть и,
... последовательно осуществлять три революции – идеологическую, техническую и
культурную, то будет построен коммунистический рай”1 7 . Весьма существенно,
что из трех революций на первый план выдвигается идеологическая: “Осуществляя
три революции, ... должно придерживаться принципа последовательного обеспечения
опережающего (курсив мой – М.С.) развития идеологической революции”1 8 . Итак,
субъект – хозяин всего, все зависит от его решения, а оно, в свою очередь, – от
уровня сознания. Отсюда логический вывод о необходимости тотальной
идеологизации. Эта идеологизация сделала возможным оправдание режима “военного
коммунизма”, беспредельного господства культа личности вождя, полной
национальной изоляции, самонадеянных претензий на обладание абсолютной истиной
в вопросах мировой политики.
Опыт Северной Кореи – один из многих примеров того, как внедрение “чужих”
моделей развития, в равной степени социалистических или капиталистических,
сопряжено с сопротивлением восточной “реальности”, преодолеваемой чаще всего
политической диктатурой. В одних случаях – диктатура одной партии и культ вождя,
в других – военная диктатура, в третьих – абсолютная монархия и т.д. Но даже
сильная власть в конечном счете оказывается не в состоянии обеспечить успех
“трансплантации”. Послевоенная история Востока дает немало примеров
“отторжения”. Самое выразительное подтверждение тому – антишахская революция в
Иране.
Религиозно-философское “возрожденчество”
Реформаторство оказывается под огнем критики того идейного течения, которое
условно называют “возрожденчеством”, “фундаментализмом”. Его социальная база
достаточна широка: многочисленные “средние слои”, мелкая буржуазия,
ремесленники, торговцы (“базар”), студенчество, молодежь в целом. Кредо
“фундаментализма” несет на себе печать воинствующего национализма, для которого
ненавистен культурный нигилизм и неприемлемы попытки приспособления к инородным
моделям, будь то капиталистические или социалистические. “Возрожденчество”
обосновывает идею “спасения” нации через возвращение к “золотому веку”, когда
буддизм, индуизм, конфуцианство, ислам проявлялись в “чистом” виде. “Чистота”
эта, однако, понимается не однозначно. Плюрализм мнений в среде “возрожденцев”
столь же велик, сколь велика свойственная мелкобуржуазной массе, “средним
слоям” амплитуда идейных колебаний от самых консервативных (ориентируемых на
возврат к средневековью) до экстремистски левацких.
Активизация “возрожденческих” течений (в мусульманских странах –
“Братья-мусульмане”, хомейнизм, в Индии – идеологи “Джана сангх” и др.) не
является свидетельством провала реформаторства, ибо многообразный феномен
“фундаментализма” не может быть сведен лишь к контрреформаторскому варианту.
|
|