|
человечества свидетельствует об “односторонности” развития, поскольку в каждой
известной до сих пор цивилизации акцентировался какой-то один из элементов
культуры: в Древнем Востоке – религия, в Спарте – мораль, в европейском
Возрождении – искусство, в современном западном обществе – наука. Необходимо
преодолеть ограниченность культурной одномерности гармоническим синтезом,
осуществимым с помощью интегральной йоги. Последняя предусматривает
“психическое”, “духовное” и “супраментальное” преобразование человека –
посредством карма-йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги осуществляется очищение
соответственно воли, эмоций и ума, достигается “прорыв” от эмпирического “я” к
духовному. Четвертая – “йога совершенства”, зависящая от милости божьей
(человеку надо лишь “отойти в сторону” и предоставить действовать богу),
позволяет обрести супраментальное сознание. В отличие от Шанкары и Мадхавы,
крупнейших авторитетов средневековья, Гхош придает особое значение карма-йоге,
волевой деятельности, высшим принципом которой является дхарма – интуитивно
постигаемый закон поведения, предусматривающий оптимальное сочетание интересов
индивида и общества. Гхош акцентирует социальный аспект дхармы, полагая, что
именно карма-йога может стать эффективным средством борьбы за национальное
освобождение, поскольку она способствует воспитанию духа бескорыстия и
жертвенности, вселяет уверенность в справедливость и конечное торжество
антиколониального движения.
Реформаторское понимание добра и зла
В реформаторской интерпретации исламского понимания добра и зла находит
обоснование революционной активности Мухаммад Икбал. Поэт-философ исходит из
коранического изложения легенды о грехопадении человека и изгнании его из рая
(в Коране аяты 10-24 суры 7). Искушенный сатаной Адам совершает грех, но,
покинув рай, становится хозяином земли. Так зло породило добро. Икбаловский
Иблис-сатана символизирует деятельный дух, который привлекателен тем, что,
подобно гётевскому Мефистофелю, он – “часть вечной силы, всегда желавшей зла,
творившей лишь благое”. Не будь сатаны, жизнь лишилась бы динамизма, в ней
восторжествовала бы мертвящая пассивность. В поэме “Покорение природы”,
обращаясь к всевышнему, сатана говорит:
Ты создал звезды, я заставил их вращаться,
Я – душа мира, я – его сокровенная жизнь,
Ты вдохнул в тело душу, я же возбудил в ней волнение,
Ты останавливаешь людей покоем,
Я толкаю их вперед беспокойством”.
Неповиновение, протест и даже насилие представляются Икбалу (то же у
Вивекананды, А.Гхоша, Тилака и др.), по сути своей, не злом, а благом, если они
осуществляются во имя совершенствования общества. Отсюда – апофеоз сильной
волевой личности. Становление последней осуществляется через прохождение трех
стадий. Первая – послушание и дисциплина, вторая – отрицание страха, земных
страстей, внутренних конфликтов, третья – самоутверждение, преодоление
эгоистического феноменального “я” и утверждение “Я” истинного. (В икбаловской
трактовке “совершенного человека” ощутимо влияние собственно мусульманской
традиции – суфизма и одновременно ницшеанского сверхчеловека.) “Совершенный
человек” у М.Икбала – это творческая, созидающая личность, возвышающаяся до
уровня “сподвижника” бога: “Конечная цель “эго” не в том, чтобы увидеть что-то,
а в том, чтобы быть чем-то... Мир – это не только то, что можно ощутить и
познать... но и то, что можно сотворить и переделать...”1 2 .
Вера и знание, религия и наука
Необходимой предпосылкой творческой активности личности является
раскрепощенность мысли. Обоснование права на самостоятельное суждение, свободу
от засилья догм – неизменный лейтмотив религиозного реформаторства. Особая
значимость для Востока проблемы соотношения веры и знания, науки и религии
вполне объяснима, учитывая, что отставание стран указанного региона во многом
связано с негативной установкой господствовавшего религиозного догматизма в
отношении к рациональному познанию, развитию естественных наук и техническому
прогрессу. По признанию аль-Афгани, в упадке арабо-мусульманской цивилизации
“целиком повинен ислам. Куда бы он ни проникал, он стремился задушить науку, и
ему всячески потворствовал деспотизм”1 3 . Такого же рода признания имеют место
и среди реформаторов других восточных религий. Тем не менее вину за отставание
они склонны возлагать не на традиционное вероучение как таковое, а на
догматическую его интерпретацию. Отсюда ставится задача обосновать
совместимость веры и знания, доказать, что “истинная” религия является не
врагом, но союзником научного прогресса.
Основоположник “философии науки” в независимой Индии Правас Дживан Чаудхури
(1916-1961), физик по образованию, не признает противопоставления науки и
религии, считает, что в принципе “подтекст науки не отличается от религиозной
истины, согласно которой бог – творец мира...” “Подтекст” – наблюдаемая в
природе гармония и целесообразность – свидетельство существования
сверхприродного, надмирового агента, каковым является универсальный или
космический разум, условно называемый богом. Пользуясь ведантистской
терминологией, Чаудхури характеризует деятельность универсального разума как
“игру” (“лила”), вызывающую богатство и разнообразие феноменального мира, в то
же время оберегая его от хаоса. Задача науки – распознать и описать
целесообразность, сопутствующую “игре” космического разума: “Мы можем положить
в основу доводов лишь идею космического духа как важную гипотезу для объяснения
определенных особенностей нашего опытного знания о мире”.
Продолжая “ведантистскую линию” в индийской философии науки, Сампурана Сингх
доказывает, что религия должна быть “сплавлена” с философией и наукой в новое
|
|