Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
называется Первым, Первопричиной, Первым двигателем. Аль-Фараби называет его 
еще “актуальным интеллектом”, это очень напоминает отождествление Парменидом 
бытия и мысли. У аль-Фараби это сущность, мыслящая сама себя и сама собой: 
“Интеллект, знающий и умопостигаемый объект интеллекции составляют сущность и 
субстанцию единую и неделимую”[30] . У Ибн Сины, правда, разум является не 
самой первопричиной, а производным от нее, что напоминает учение Плотина, а 
внутри арабо-исламской культуры – философию исмаилитов. Радикально 
рационалистически настроенные теоретики исмаилизма, хотя и признавали Бога в 
качестве начала, но начала нетворческого. Он порождает Мировой разум, – первое 
и последнее творение. На этом функции Бога кончаются. Дальше уже творит Мировой 
разум, рождая Мировую душу, а затем эти две субстанции творят весь мир – 
материю и вещи. 
   Рассуждения Ибн Сины формально решают происхождение многого из единого. 
Единая Первая сущность, поскольку она едина, нерасчленима, не может породить 
множество – для множества требуется наличие многих причин, – но она производит 
такую же, как она, единую и нерасчленимую сущность – бестелесный разум, который,
 далее, творит серию других разумов, и тогда уже возникает множество. “Существо,
 – учил Ибн Сина, – происходящее из первопричины, сначала бывает единым 
существом, и в этом первоначально едином по отношению к первичному существу 
появляется множество”[31] . Но этот формальный ответ все же оставляет 
неудовлетворенность и наводит на мысль, что речь здесь идет действительно о 
некоторых формальных, а точнее логических построениях, выражающих понимание 
реальных причинных связей: следование за одной причиной только одного следствия,
 а за взаимодействием нескольких (многих) причин – многих следствий. И 
фактически все подобные размышления “восточных перипатетиков”, то есть 
арабо-исламских философов, считавших себя последователями антинтичной мудрости 
и особенно перепатетизма, учения Аристотеля, – были, во-первых, способом в 
языке спекулятивной, умозрительной науки сформулировать исходные принципы 
своего миропонимания, которое не совпадало со значительно более примитивным 
учением Пророка, но в то же время, по-видимости, как-будто и не противостояло 
ему. Во-вторых, эти философские концепции пробуждали, – по крайней мере в умах 
людей, размышляющих или оппозиционно настроенных относительно догматики, 
провозглашаемой традиционалистами и адептами наиболее влиятельных религиозных 
школ, – желание к более глубоким знаниям и объяснениям мироустроения. В-третьих,
 излагаемая философами метафизика образовывала фундаментальную методологию, 
которая выводила ученых-мыслителей в сферу их научных занятий – физику, 
астрономию, медицину, математику, политику и т.д. Именно здесь они и 
конкретизировали принятые и выработанные ими философские принципы. Здесь 
понятие единого приобретало смысл праматерии, аморфного, нерасчлененного 
субстрата, который благодаря движению, единству с активным творческим началом, 
приобретает структуру. 
   В процессе взаимодействия первоэлементов материи возникает сначала неживая 
природа, минералы. Дальнейшее усложнение форм вещей, их связи приводит к 
рождению сначала растений, а затем и животных. Эта эволюция завершается 
появлением человека, наделенного разумной душой. Таким образом, в реальном мире 
иерархия сущностей как бы переворачивается по сравнению с изображением ее на 
картине метафизики, но по сути они и совпадают, только каждая из “ценностей” в 
этих картинах выражена на двух разных языках: в одном случае применяется язык 
логики, фиксирующий движение мысли от общего к частному, а в другом – язык 
реальной эволюции. 
   Вера в разум. Наука логики 
   Один из английских исследователей ислама Франц Роузентал назвал свой 
фундаментальный труд, посвященный анализу концепции знания в средневековом 
исламе “Торжество знания”, очень высоко оценивая тем самым место его в духовной 
жизни общества. 
   “Невежеству”, “незнанию” язычества Мухаммед противопоставил религию “знания”.
 Новую веру он внедрял не только с помощью военной силы и экономического 
принуждения, но и через обращение к разумению людей, стремясь убедить их в 
превосходстве ислама над другими учениями. Исследователи подсчитали, что в 
Коране около 750 раз (I% словаря Священной книги) встречаются слова с корнем 
“илм” – знание, наука. Разум – это божественный дар, который человек обязан 
употребить на познание пути благочестия. Он позволяет человеку знать, что 
должно делать в земной жизни, чтобы получить справедливое воздаяние после 
смерти. Один из хадисов, рассказов о жизни и изречениях Мухаммеда, гласит: 
“Разумен тот, кто уверовал в Аллаха, поверил Его посланникам и поступал в 
покорности Ему”[32] . Помимо этого верующий обязан знать обрядовую сторону 
религии и выполнять ее предписания. Поскольку знанию, хотя и понимаемому здесь 
в качестве компонента веры, придавалось большое значение, все теологические 
труды начинались, как правило, с раздела о знании; нередки были специальные 
труды, так и называвшиеся – “Книга знания”. 
   Мутазилиты, религиозные философы, особенно большое внимание уделяли 
концепции знания, ибо они пытались всю божественную науку подвергнуть суду 
разума, построив здание веры на его фундаменте. Именно они широко ввели в 
обиход логические труды античных философов и утверждали логику, рациональное 
доказательство в качестве основного и даже единственного пути постижения истины.
 
   Учение логики обычно предваряло остальные разделы в сочинениях философов. 
Например, “Книга знания” Ибн Сины начинается с подробного описания целей логики,
 представления о понятии, субстанции и акциденции, родах и видах, о суждениях, 
силлогизмах и т.д. И только после того, как читатель или слушатель настроится 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-