|
Идея монизма, единства бытия и единства и единственности мироздания стала и
центральной темой философии. Как религиозная и философская она обсуждалась в
двух планах – в плане мистического видения ее разрешения и в плане
рационалистического обоснования.
Первые развитые концепции единства бытия были предложены мутазилитами –
религиозными философами-рационалистами. Мутазилиты были наиболее радикальными в
критике традиционалистского течения в исламе, выражавшего стремление не
подвергать Писание никакому перетолкованию, принимать его как букву, данную раз
и навсегда в вере. Напротив, мутазилиты настаивали на необходимости все
принципы вероучения подвергнуть проверке разумом. Именно разум, а не что иное,
должен быть критерием, мерилом истинности всякого утверждения.
Поэтому и проблему единобожия они обсуждали, оперируя доводами разума,
логики, философии. Для этой цели они использовали уже созданные античными
философами логику и метафизику, учение о началах бытия. Рассуждая о единстве и
единственности бога мутазилиты стремились к предельной чистоте этой идеи.
Единство бога должно означать отсутствие в нем какой-либо множественности,
следовательно и каких-либо качеств, атрибутов – наличие их нарушает это
единство, предполагает их существование вне и независимо от бога, которому они
потом приписываются. Наличие их означало бы отрицание и единственности бога, то
есть отказ от центрального постулата ислама: “Нет бога, кроме Аллаха”. Поэтому,
считали мутазилиты, бог может характеризоваться лишь через отрицания, через
отказ ему в атрибутах, подобно тому, как определял Единое Платон. Но о таком
боге фактически нечего сказать – он превращается в предельную абстракцию и,
конечно, перестает иметь что-либо общее с богом, представленным в Коране.
Продолжая рассуждать в этом направлении, мутазилиты пришли к выводу и о том,
что Коран не может быть извечным – иначе он тоже существовал как бы наряду с
Аллахом. Значит – Коран сотворен, хотя и богом, но сотворен. Такое заявление
также противоречило исламской догматике.
Стремясь к рационалистической интерпретации идеи бога, мутазилиты склонялись
к тому, чтобы отождествить его с закономерностью, пронизывающей все сущее. Бог
придав в единовременном акте несущему существование в дальнейшем уже не может
делать абсолютно ничего: ни сотворить даже пылинку, ни шелохнуть листа на
дереве. Богословы, настаивавшие на необходимости буквального следования
традиции, объявляли мутазилитов еретиками, безбожниками. И хотя на деле они
таковыми не были, все же именно мутазилиты поставили на обсуждение эти и
некоторые другие острые вопросы, а их стремление решать их, опираясь лишь на
разум, логику, способствовали тому, что наряду со спекулятивной теологией
появились и философские (светские) концепции, попытки ответить на подобные
вопросы без обращения к аргументации “от религии”.
Само арабское слово “фальсафа” откровенно указывает на связь с античной
философией – оно было заимствовано оттуда и обозначало совершенно определенное
течение в духовной культуре исламского Востока – учение, которое считалось
наследием греческой мудрости. Уже она за множеством вещей, богов видела нечто,
объединяющее мир в целое. Парменид, Платон, Аристотель искали соединяющее все
начало, которое они определяли понятием бытия. И все же интерес к этой проблеме
в античности еще только выкристаллизовывался, в средневековье же, в эпоху
утверждения монотеистических религий, она становится непременным атрибутом
теоретического знания.
Но если в религиозной философии единое олицетворял бог, пусть даже и
толкуемый как закономерность бытия, то в “фальсафа” проблема единого
рассматривается уже иначе. Место бога занимает философская категория “единого”
или “необходимосущего”, то есть существующего независимо от какой-либо причины,
имеющего причину бытия в самом себе, не могущего не существовать. Оно означает
единство всего сущего, его цельность, а также единое начало, первопричину всего
– взаимосвязь в динамике. “Всякая цепь, состоящая из причин и следствий ...
нуждается в причине вне ее самой, поскольку она состоит из одних следствий...
Очевидно, что если в этой цепи имеется нечто такое, что не есть следствие, то
это и есть тот самый конец, которым заканчивается цепь. Отсюда следует, что
каждая цепь должна заканчиваться необходимо сущим”, – так определял смысл
центральной категории арабо-исламской “фальсафа” великий ученый и философ Абу
Али ибн Сина (980-1037), – известный в средневековой Европе как Авиценна[21] .
“Необходимосущее, – разъясняет он, – по своей сущности едино и совершенно не
высказывается о многом”[22] .
Проблема творения. Бытие и небытие
Последнее утверждение Ибн Сины выводит ко второй теме, существенной для
средневековой философии, – проблеме творения. Через эту проблему раскрывается
поднятый еще в античности вопрос о бытии и небытии, бытии возможном
(потенциальном) и действительном (актуальном), о форме и материи, едином и
многом и тому подобных. И здесь философия существенно расходится с религией,
претендуя на свое собственное видение и объяснение мира.
В религии ислама, по крайней мере в Писании, так же как и в Библии, при
изображении картины творения происходит возврат к мифологии. То, что уже
промыслила античная философия и выразила в понятиях “единого”, “бытия”, “мысли”,
“идеи” и т.п., в исламе отбрасывается, снова происходит примитивная
персонализация акта творения. В какой-то момент всемогущий бог изъявил волю и
сотворил мир из ничего. Это утверждение постулируется, но не разъясняется – оно
должно приниматься на веру в таком виде. Однако философы, знакомые с трудами
античных любомудров, считали нужным определить, что такое “ничто”, “небытие”,
как из единого может возникнуть множество (вещей), почему бог пребывавший в
покое, решил сотворить мир, или же, говоря философским языком, что такое
|
|