|
сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального
государя "завоевание" своего народа, что сближало его тем самым с легизмом.
Во II в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан "некоронованным царем",
или "подлинным властелином" (су ван), а его учение обрело статус официальной
идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической
теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в
частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли2) и
административно-юридических законов (фа1). Конфуцианство обрело черты
всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань" -Дун Чжуншу (II в.
до н.э.), который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы
инь-ян цзя, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства
и придал ему некоторые религиозные функции (учение о "духе" и "воле Неба"),
необходимые для официальной идеологии централизованной империи.
В целом в эпоху Хань (конец III в. до н.э. - начало III в. н.э.) было создано
"ханьское конфуцианство", основное достижение которого - систематизация идей,
рожденных "золотым веком" китайской философии (V-III вв. до н.э.), и
текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной
классики.
Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры И связанное
с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в "учении о
таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного,
так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к
восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения,
вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584- 617), Хань Юй
(768-824) и его ученик Ли Ао (772-841).
Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и
взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с
его помощью на основе усовершенствованной нумеррлогической методологии, т.е.
"учения о символах и
16
числах" (сян шу чжи сюэ), комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и
даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи
(1017-1073), идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую
интерпретацию в творчестве Чжу Си (1130-1200). Его учение, поначалу считавшееся
неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано
и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных
экзаменов вплоть до начала XX в. Чжусианская трактовка конфуцианства
доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме.
Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV-XVII вв.)
составила школа Лу Цзюаня (1132-1193) -Ван Янмина (1472-1529), идейно
господствовавшая в Китае в XVI- XVII вв. и также получившая распространение в
сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне
возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу
Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван
Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект
или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник
постижения "принципов" (ли\) всего сущего, в том числе и моральных норм.
В XVII-XIX вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со
стороны эмпирического направления (пу сюэ - "учение о естестве", или
"конкретная философия"), основанного Гу Яньу (1613-1682) и возглавленного Дай
Чжэнем (1723-1777). Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и
научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец
текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название "ханьское
учение" (ханъ сюэ).
С конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками
ассимиляции западных идей (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др.) и
возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и
цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике
первоначального конфуцианства.
В первой половине XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя (1895-1990)
и Сюн Шили (1885-1962) внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и
интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне,
сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием
европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о
17
возникновении в это время новой, исторически четвертой (после изначальной,
ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства - постконфуцианства, а точнее,
постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции
|
|