|
инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или
постнеоконфуцианцы (МоуЦзунсань, Тан Цзюньи, ДуВэймин и другие), в этическом
универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте
и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное
сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было
официальной идеологией до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г., ныне
подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического
разгрома в 1970-е годы (кампания "критики Линь Бяо и Конфуция") ныне оно
успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной
идеи.
§ 2. ДАОСИЗМ (ДАО ЦЗЯ): ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ НАТУРАЛИЗМ - ЭТИКА
ПРИРОДОСООБРАЗНОГО НЕДЕЯНИЯ
"Школа Пути" (дао [цзя/цзяо]) - оригинальнейшее философско-религиозное течение
традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее
собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии, а
буддизму как религии.
Впервые как целостное идейное формирование под названием "школа Пути и
благодати" (дао дэ цзя), воспроизводящим название основополагающего даосского
трактата "Канон Пути и благодати" (Дао дэ цзин), оно было определено в ряду
шести (философских) школ (лю цзя) Сыма Танем (II в. до н.э.) и зафиксировано
его сыном Сыма Цянем (II-I вв. до н.э.) в заключительной 130-й главе первого в
ряду нормативных династийных хроник грандиозного историко-энциклопедического
сочинения Ши цзи ("Исторические записки"). Данное название было сокращено до
бинома "школа Пути" (дао цзя), сохранившегося до наших дней, в расширенной
классификации философских школ Лю Синя (46 г. до н.э. - 23 г. н.э.). Эта
классификация легла в основу древнейшего в Китае, а может и в мире,
классификационно-библиографического каталога И вэнь чжи ("Трактат об искусствах
и текстах"), который стал 30-й главой, составленной Бань Гу (32 - 92) по
образцу Ши цзи династийной истории Ханъ шу ("Книга [о династии] Хань").
18
В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по
длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм.
Определивший название последнего термин "дао" ("Путь") настолько же шире
специфики даосизма, насколько термин "жу" шире специфики конфуцианства. Более
того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и
раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться "учением дао"
(дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма - включаться в категорию жу.
Соответственно и термин "адепт дао" (дао жэнь, дао ши) применялся не только к
даосам, но и к конфуцианцам, а также к буддистам и магам-алхимикам.
С последним обстоятельством связана серьезнейшая проблема соотношения
философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. Согласно
традиционной конфуцианской версии, преобладавшей на Западе в конце XIX - начале
XX вв., это разнопорядковые и гетерогенные явления, которым соответствуют
различные обозначения: философии - "школа дао" (дао цзя), религии - "учение
(почитание) дао" (дао цзяо). В историческом аспекте данный подход предполагает,
что первоначально в VI-V вв. до н.э. даосизм возник как философия, а затем к
I-II вв., то ли в результате покровительственного влияния имперской власти в
конце III - начале II вв. до н.э., то ли в подражание начавшему проникать в
Китай буддизму, радикально преобразовался в религию и мистику, сохранив со
своей исходной формой лишь номинальную общность.
В сущности эта модель аналогична традиционному представлению о развитии
конфуцианства, возникнувшего в VI-V вв. до н.э. как философия, а к I-II вв. н.э.
трансформировавшегося в официальную религиозно-философскую доктрину, которую
некоторые синологи предлагают рассматривать в качестве отличной от исходного
конфуцианства самостоятельной идеологической системы ("синистической" или
"имперской"). Более широкий, чем собственно конфуцианство, идейный базис этой
системы составили доконфуцианские религиозные верования и мировоззренческие
представления, которые конфуцианство включило в процесс рационализирующей
адаптации к собственным концепциям.
В западной синологии второй половины XX в. возобладала теория, согласно которой
даосская философия сходным образом возникла на основе протодаосской
религиозно-магической культуры шаманского типа, локализовавшейся на юге Китая,
в так называемых "варварских царствах" (в первую очередь Чу), не входивших в
|
|