|
древнекитайские ученые трактовали изображение флейты, входящее в иероглиф
"шань", как обозначение речи, подчеркивая тем самым духовный компонент его
семантики.
Последняя охватывает все три основных вида норм и ценностей - этических,
эстетических и деонтологических, благодаря чему термин "шань" издревле
определялся с помощью иероглифов "мэй" ("красота") и "и" ("долг",
"справедливость"). В состав всех трех фундаментальных ценностно-нормативных
категорий ("шань", "мэй", "и") входит элемент "баран" (ян1) в качестве символа
общественно признанной чувственно-материальной ценности. Поэтому в лексико-
11
не китайской философии "добро" - "шань" охватывает все "хорошее" и напоминает
древнегреческую "калокагатию", подразумевая не только благое и добродетельное,
но и благообразное и доброкачественное. Соответственно и антоним иероглифа
"шань" - "э" означает все "плохое" - как недоброе, злое, дурное, так и
безобразное, уродливое, некрасивое и недолжное, недостойное, некачественное,
порочное, скверное.
Указанные особенности китайской философии сформировались уже в древности, в
"золотой век" ее истории, когда в ней происходила идейная борьба "сташкол" (VI
- III вв. до н.э.). Из этого множества направлений четыре главные этические
программы - гуманизма, натурализма, утилитаризма и этатизма - были выработаны
соответственно конфуцианством (жу цзя), даосизмом (дао цзя), моизмом (мо цзя) и
легизмом (фа цзя). Дальнейшее развитие автохтонной этической мысли в
традиционном Китае не выходило за рамки этих общих установок. Принятие других
принципов было всецело обусловлено инокультурным влиянием, прежде всего
буддизма, а затем и христианства.
Глава II
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
§ 1. КОНФУЦИАНСТВО (ЖУЦЗЯ): ЭТИКА РИТУАЛЬНОЙ БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ И
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом,
главных этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока "школа
ученых-интеллектуалов" (жу [цзя/ цзяо]) возникла в Китае на рубеже VI-V вв. до
н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя
его создателя - Конфуция (552/1-479), что соответствует исходной установке
последнего - "передавать, а не создавать; верить древности и любить ее" ("Лунь
юй" - "Рассудительные речи" VII, 1); Свое качественно новое этико-философское
учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью
"святых-совершенномудрых" (шэн1) правителей полумифической древности,
выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных
произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых - восходящие к концу
2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны Шу цзин ("Канон писаний") и Ши
цзин ("Канон стихов") Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на
исторический прецедент нормативность и сообразующуюся с канонами
беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства.
Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до н.э.
) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы,
специализировавшиеся в "знаково-культурной" (вэнь) деятельности, т.е. хранении
и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом
астрономо-астрологических (семантика "знаков-культуры" - вэнь охватывает и
письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в
районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно,
являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь,
покоренного в XII-XI вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее
высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в
этимологическом значении термина "жу" - "сла-
13
бый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их
культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства,
в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти
бездействующего ("обращенного ликом на юг") правителя реальная власть
принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и
|
|