|
должной справедливости (XII, 10), противостоит прельщающей внешности (цветовому
образу - сэ) (IX, 17/18, XV, 12/13; ср. "Ши цзин", III, I, 7, 7) и почвенной
закоренелости (ту) (IV, 11). Благодатью следует отвечать на благодать, а не на
вражду (XIV, 34/36), что согласуется с мыслью "Ши цзина" (III, III, 2, 6): "Нет
безответной благодати". В отношениях же между разными дэ благодать
"благородного мужа" доминирует над благодатью "ничтожного человека", как ветер
- над травой (XII, 19). Идеальна гармония между благодатями правителя и
подданных, подчеркиваемая главным тезисом "Да сюэ" об общественном
благоустройстве как "выявлении (буквально: высветлении. - А.К.) светлой
благодати (мин дэ) в Поднебесной", которое предполагает предварительное
духовное и телесное совершенствование личности.
Последователи Конфуция и представители других школ универсализировали концепцию
двух главных видов дао и дэ, различая также дао порядка (чжи8) и смуты, древнее
и современное, правильное и ложное, гуманное и негуманное и др., а кроме того,
всеобщее и индивидуальное дао (см., например: "Мэн-цзы", III Б, 2; IV А, 2; VII
Б, 16/17; "Хань Фэй-цзы", гл. 20). Согласно "Лунь юю", Поднебесная может вообще
утрачивать дао (III, 24; VIII, 13; XVI, 2), но утрата дао людьми не оправдывает
их казней (XII, 19). В идеале единое дао (IV, 15) должно быть познано. Его
утверждение в мире исчерпывает смысл человеческого существования (IV, 8); при
отсутствии дао в Поднебесной следует скрываться, отказываться от службы (VIII,
13, XV, 6/7).
Уже ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси дао (великое - да дао,
всепроникающее - да\ дао) универсальный онтологический смысл. В "Чжун юне" дао
"благородного мужа" или "совер-шенномудрого" определяется как исходящая из
индивида общекосмическая сила - "упрочивающаяся на небе и земле",
"основывающаяся (чжи2) на навях и духах" (§ 29), приводящая к благодати - дэ (§
33). Подлинность (искренность - чэн) составляет небесное, а ее осуществление -
человеческое дао (§ 20). Обретший предельную подлинность способен образовать
триединство с небом и землей (§ 22). Дао неба и земли "недвойственно" по
отношению к вещам и "неизмеримо" в их порождении (§ 26).
Апогея подобная онтологизация дао достигла в творчестве создателя первой
официальной и ортодоксальной версии конфуцианства Дун Чжуншу, который выдвинул
тезис: "Великий исток Пути-дао исходит из Неба" - и в соответствии с принципом
"подобия (ю3) телесной личности Небу" и "единства Пути" (дао и) Неба и человека
определил: "Следование небесному Пути (тянь дао) для пестования телесной
личности называется Путем-дао" ("Чунь цю фанъ лу", цз. 10, гл. 35, цз. 16, гл.
77). Последний также представляет собой "дорогу, по которой приходят к порядку
(чжщ), используя в качестве средств (цзюй3) гуманность и должную справедливость,
благопристойность и музыку" ("Дун Чжуншу дуй цэ и" - "Первый ответный доклад
Дун Чжуншу").
В свою очередь у антропологизированного "небесного Пути величие (да) состоит в
[силах] инь и ян, из которых первая образует благопристойность, а вторая
наказания (син3)". Реминисцируя положение "Шу цзина" (гл. 3) об "удержании их
середины (чжун)" в соче-
56
тании "сердца человека" (жэнь синь) и "сердца Пути" (дао синь), Дун Чжуншу
утверждал, что "объединяющее (цзянь1) выдвижение (цзюй1) Пути Неба и человека
называется "удержанием их середины"" ("Чунь цю фанъ лу", цз. 17, гл. 80).
Кроме указанных выше наиболее тесно примыкают к дао понятия "предопределение"
(мин1), "[индивидуальная] природа" (син2), "телесная форма" (син1). В "Да Дай
ли цзи" (""Записках о благопристойности" Старшего Дая") они взаимоувязываются
следующим образом: "Обладание долей Пути-дао называется предопределением.
Обладание телесной формой в качестве индивида (единицы) называется
[индивидуальной] природой" (гл. "Бэнъ мин" - "Коренное предопределение").
Соотнесены данные понятия и в "Чжун юне", где дао означает следование самому
себе (§ 25) или своей индивидуальной природе, предопределяемой небом.
Совершенствование в дао, от которого нельзя ни на миг отойти, есть обучение
(цзяо). Гармония (хэ) составляет всепроникающее дао Поднебесной (§ 1),
конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом
и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами.
Реализуется это дао посредством знания, гуманности и мужества - троякой
всепроникающей благодати (да дэ) Поднебесной (§ 20), что тождественно троякому
дао "Лунь юя" (XIV, 28). На обыденном уровне познание и осуществление дао
доступно даже глупым и никчемным, но в своем предельном выражении оно содержит
нечто непознаваемое и неосуществимое даже для "совершенномудрых" (§ 12).
Зародыш этой идеи сверхчеловеческого компонента дао содержался в "Шу цзине" (гл.
3), где противопоставлены "сердце человека" и "сокровенное" (вэй3) (ср. "Дао
дэ цзин", § 14) "сердце Пути-дао".
В "Мэн-цзы", аналогично "Чжун юну", подлинность (чэн) определяется как небесное
дао, а помышление (забота - сы1) о ней - как человеческое дао (IV А, 12). Дао
"совершенномудрых" Яо и Шуня сводится лишь к сыновней почтительности и братской
|
|