|
период, отраженный в двух важнейших протофилософских произведениях,
канонизированных конфуцианством, - "Шу цзине" и "Ши цзине". Специальное
исследование шести важнейших конфуцианских категорий, включая дэ, дао и тянь
("небо"), в этих двух памятниках осуществил финский синолог П. Никкила,
пришедший к следующим выводам.
51
Сначала на основе строгого текстологического анализа наиболее репрезентативного
для первоначального конфуцианства памятника "Лунь юй" ученый выделил шесть
ключевых категорий: тянь - "небо", дэ - "добродетель" ("благодать"), дао -
"путь", ли3 - "обряды" ("благопристойность"), и - "справедливость" ("долг"),
жэнь - "доброта" ("гуманность"). Конкретное изучение всех употреблений данных
терминов в произведениях, наиболее адекватно представляющих доконфуцианскую
идеологию эпохи Чжоу (XI - VII вв. до н.э.), т.е. в "Шу цзине" и "Ши цзине",
должно, по замыслу П. Никкилы, дать ответ на вопрос: построил ли с их помощью
Конфуций новую идеологическую систему (философию)?
В итоге детального разбора контекстов "Шу цзина", включающих интересующие нас
термины, автор предложил такую генерализацию их значений. Дэ- главная
добродетель в чжоуской мысли, унаследованная из древности (по крайней мере, от
эпохи Инь, XVI - XI вв. до н.э.) и выражающая принцип гармонизации как общества,
так и всего универсума. Дао означает "поведение" или "продвижение", а также
Путь государя и Неба. Тянь - Небо, дающее начало всем вещам и принципам,
направляющее ход истории посредством добродетельных (дэ) государей, за чьими
действиями оно наблюдает глазами народа. Если правящая власть приобретает
аморальные черты и тем самым вносит в мир дисгармонию, Небо восстанавливает
порядок, сменяя правителя (династию) или, как в случае с династией Чжоу, пуская
в ход воспитующие и наказующие меры.
В "Ши цзине" разбираемые термины фигурируют в иных значениях. Дэ там -
добродетель государя, беспристрастного, заботящегося о жертвоприношениях,
служащего образцом для народа, объединяющего империю и распространяющего на нее
эту свою добродетель; внутри семьи супружеская верность и сыновняя
почтительность. Дао по большей части - просто дорога. Тянь - невыразимая
грандиозная и величественная сила, создавшая мир, народ и этические ценности,
использующая государей и их чиновников для управления миром.
Важнейшим результатом тщательного исследования П. Никкилы стало установление
двух фактов; с одной стороны, появлению конфуцианства (VI-V вв. до н.э.)
предшествовал двухвековой период упадка чжоуской идеологии, а с другой стороны,
в обеих идеологических системах ключевыми были понятия "тянь" и "дэ".
52
§ 3. КАТЕГОРИИ "ПУТЬ" (ДАО), "ОРУДИЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ" (ЦИ2 И "ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ" (ТАЙ
ЦЗИ): СИНЕРГИЯ НЕБА И ЧЕЛОВЕКА В БЛАГОМ АБСОЛЮТЕ
Теснейшим образом примыкающей к дэ в ее "ближнем круге" является, несомненно,
категория дао. Собственно говоря, эти категории в паре могут выступить в
качестве предельно обобщенного определения всего содержания китайской
классической философии, наподобие того, как всю западную философию можно
считать совокупностью "физики" и "метафизики" или "теоретической" и
"практической" философии. В высшей степени показательно, что самый глубокий
трактат "золотого века" китайской классической философии, т.е. периода
формирования ее внутренней парадигмы, озаглавлен с помощью этих двух категорий.
Речь идет о "Дао дэ цзине".
Любопытно, что в его древнейшем списке (II в. до н.э.), найденном в кургане
Мавандуй близ города Чанша (пров. Хунань), тематическое деление на две части
противоположно традиционному, т.е. текст представляет собой "Канон дэ и дао", а
не "дао и дэ". Случайно или нет, но подобная архитектоника соответствует
историческому приоритету дэ как основополагающей категории идеологии и культуры
Древнего Китая. В ходе дальнейшей эволюции теоретический приоритет перешел к
термину "дао", прочно занявшему первое место в сочетании "дао дэ". При этом
следует иметь в виду, что корреляция дао и дэ носит более сложный характер,
нежели, например, антонимичных инь и ян. Элементы последней пары выводимы друг
из друга (т.е. редуцируемы до одного репрезентанта), а дао и дэ - нет.
Иероглиф "дао" ("путь", "подход", "график", "функция", "метод",
|
|