Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: А.А. Гусейнов - История этических учений: Учебник
<<-[Весь Текст]
Страница: из 478
 <<-
 
Легисты, также отвергая лщ как высший принцип социальной регуляции, в качестве 
альтернативы выдвинули административные правила и юридические законы фа (см., 
например, "Шан-цзюнь шу", гл. 1).

Само выдвижение указанных принципов в противовес лщ обнаруживает сверхэтическую 
природу последнего. Если бы осуществление лщ обозначало только правильную 
регуляцию в плане этики, то оно могло бы безболезненно сочетаться и со 
следованием природному естеству, и с социально-экономическим утилитаризмом, и с 
административно-правовой законностью, поскольку все это - разные уровни 
общественного бытия и человеческой жизни. Иное дело - если считать лщ 
универсальной нормой, распространяющей свою юрисдикцию на все эти уровни, но 
тогда подобная норма перестает быть чисто этической (в обычном для нас смысле 
этого слова).

Конфуцианцы, конечно, не оставляли без внимания критики в свой адрес и 
развивали собственные взгляды на лщ. Двузначность этого термина, объединяющего 
"этику" и "ритуал", позволила двум главным последователям Конфуция и 
основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн-цзы и Сюнь-цзы - 
по-разному истолковать "благопристойность": как внутреннее моральное качество 
человека и как налагаемую на него извне социальную форму соответственно.

Исходя из признания врожденной доброты человеческой природы (син2), Мэн-цзы 
утверждал: "Не имеющий отказывающего [себе] и уступающего [другому] сердца - не 
человек [...] Отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце - начало 
благопристойности". Человеку это начало принадлежит так же, как рука или нога 
("Мэн-цзы", II А, 6); "Все люди обладают благоговейно-уважительным и 
почтительно-осторожным (гун цзин) сердцем [...] Благоговейно-уважительное и 
почтительно-осторожное сердце - это благопристойность (ли3) [...] 
Благопристойность (ли3) [...] не внедрена в меня извне, она мне исконно 
присуща" ("Мэн-цзы", VI А, 6).

36

Напротив, доказывая положение об изначальной недоброте человеческой природы, 
Сюнь-цзы ссылался на то, что человеку от рождения присущи желания и стремления, 
прежде всего - любовь к пользе-выгоде и плотские страсти, губящие лщ. Правила 
же лщ были установлены в обществе древними совершенномудрыми для обуздания злой 
природы человека ("Сюнь-цзы", гл. 23) и являются источником "знаков-культуры" 
(вэнь) ("Сюнь-цзы", гл. 1, 22). Знаменательно при этом, что в определении "лиз" 
Сюнь-цзы пользовался тем же биномом "гун цзин", что и Мэн-цзы: "Благоговейная 
уважительность и почтительная осторожность (гун цзин) суть благопристойность" 
("Сюнь-цзы", гл. 13").

Развивая в самом начале своего сочинения концепцию учения (сюэ) как 
человекообразующего фактора, Сюнь-цзы утверждал, что таковое должно начинаться 
с канонов, а завершаться трактатами о благопристойности ("Сюнь-цзы", гл. 1). 
Сам он, как, впрочем, и другие древние авторы, использовал иероглиф "лиз" и для 
выражения понятия "благопристойность", и для обозначения одноименного трактата 
или трактатов. Причем в ряде случаев эти смыслы практически невозможно 
дифференцировать.

Подобное семантическое слияние получило и свое теоретическое оформление. В 
древнейшем китайском библиографическом каталоге Бань Гу - "Трактате об 
искусствах и текстах" ("И вэнь чжи") первый раздел, носящий название "Шесть 
искусств" ("Лю и"), посвящен важнейшей канонической литературе. В послесловии к 
нему развита теория, согласно которой пять канонов - "Юэ" ("Музыка"), "Ши" 
("Стихи"), "Ли" ("Благопристойность"), "Шу" ("Писания"), "Чунь цю" ("Весны и 
осени") - соответствуют "пяти постоянствам" (у чан) - гуманности (жэнь), 
должной справедливости (и), благопристойности (лщ), разумности (чжи), 
благонадежности (синь), а также "пяти учениям" (у сюэ) и "пяти элементам" (у 
син).

В эпоху Сун (X-XIII вв.) создатели неоконфуцианства стали уделять повышенное 
внимание категории "ли3" как символу всей конфуцианской традиции. В противовес 
даосской "Сокровищнице Пути-дао" ("Дао цзан") и буддийской "Трипитаке", или 
"Великой сокровищнице сутр" ("Да цзан цзин"), они сформировали собрание 
основополагающих текстов конфуцианства - "Тринадцатиканоние" ("Ши сань цзин"), 
в состав которого входят уже три произведения, согласно вышеуказанной теории, 
воплощающих категорию "лиз": "Чжоули" ("Благопристойность [эпохи] Чжоу"), "Или" 
("Церемони-альность и благопристойность") и "Ли цзи" ("Записки о 
благопристойности").

37

Особую значимость трактатов о благопристойности также подчеркнули братья Чэн 
Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107), выделив из "Ли цзи" две главы - "Да сюэ" 
("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединное и неизменное") в качестве 
самостоятельных произведений, открывающих "Четверокнижие" ("Сы шу").

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 478
 <<-