|
В позднем моизме, переориентировавшемся с теистических аргументов на логические,
всеобъемлемость любви доказывалась тезисом "Любить людей не значит исключать
себя" (Да цюй), предполагающим вхождение субъекта ("себя") в число "людей", а
контрарная оппозиция между апологией пользы/выгоды и признанием должной
справедливости, "желанной Небу" и являющейся "самым ценным в Поднебесной",
снималась прямой дефиницией: "должная справедливость есть польза/выгода" (Цзин,
ч. 1).
25
Борясь с ассимилированной конфуцианством древней верой в "небесное
предопределение" (тянъ мин), монеты утверждали, что в судьбах людей нет
фатального предопределения (мин), поэтому человек должен быть активен и
деятелен, а правитель - внимателен к достоинствам и талантам, которые следует
почитать и продвигать независимо от их исходной социальной принадлежности.
Результатом правильного взаимодействия верхов и низов на основе принципа равных
возможностей, согласно Мо-цзы, должно стать всеобщее "единение" (тун), т.е.
преодолевшее животный хаос и первобытные смуты всеобщей взаимной вражды
централизованно управляемое, машинообразное, структурное целое, которое
составляют Поднебесная, народ, правители, государь и само Небо.
Эта идея, по мнению некоторых специалистов (Цай Шансы, Хоу Вайлу), породила
знаменитую социальную утопию Великого единения (да тун), описанную в гл. 7/9 Ли
юнь ("Циркуляция благопристойности") конфуцианского канонического трактата Ли
цзи ("Записки о благопристойности") В связи с особым вниманием со стороны
представителей "школы имен" к категории "тун" в значении "тождество/подобие"
поздние монеты подвергли ее специальному анализу и выделили четыре главные
разновидности: "Два имени (мин2) одной реалии (ши) - [это] тун [как]
повторенность (чун). Невыделенность из целого - [это] тун [как] единотелесность
(ти). Совместное нахождение в помещении - [это] тун [как] совпадение (хэ3).
Наличие основания для единения (тун) - [это] тун [как] родственность (лэй)"
(Цзин шо, ч. 1). Важнейшим выводом из моистского идеала всеобщего "единения"
стал призыв к антимилитаристской и миротворческой деятельности, который
подкреплялся теорией фортификации и обороны. Для отстаивания и пропаганды своих
взглядов монеты разрабатывали специальную технику убеждения, которая привела к
созданию оригинальной эристико-семантической протологики, ставшей их главным
вкладом в китайскую духовную культуру.
Вплоть до XVIII-XIX вв. трактат Мо-цзы занимал маргинальное положение в
традиционной китайской культуре, специфическим проявлением чего стало включение
его в XV в. в состав канонической даосской библиотеки Дао цзан ("Сокровищница
Пути-дао"), хотя уже в Мэн-цзы (III Б, 9) была отмечена противоположность
моизма и даосизма (представленного Ян Чжу). Повышенный интерес к моиз-му,
возникший в конце XIX - начале XX вв. и поддержанный такими видными мыслителями
и общественными деятелями, как Тань Сытун (1865-1898), Сунь Ятсен (1866-1925),
Лян Цичао (1873-1923),
26
Лу Синь (1881-1936), Ху Ши и другие, обусловливался, во-первых, общей
тенденцией видеть в нем древнее провозвестие утилитаризма, социализма,
коммунизма, марксизма и даже христианства, что позднее обернулось его
обличением Го Можо как тоталитаризма фашистского типа, а во-вторых,
стимулированной столкновением с Западом активизацией поисков китайских аналогов
западной научной методологии.
§ 4. ЛЕГИЗМ (ФА ЦЗЯ): ЗАКОННИЧЕСКИЙ ЭТАТИЗМ -ЭТИКА ТОТАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Легизм, или буквально "школа закона", представляет собой сформировавшееся в
IV-III вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического
управления государством и обществом, которое впервые в китайской истории
добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи
Цинь (221- 207 гг. до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах
IV-III вв. до н.э. Гуанъ-цзы ("[Трактат] Учителя гуань [Чжуна]"), Шан цзюнъ шу
("Книга правителя [области] Шан [Гунсунь Яна]"), Шэнь-цзы ("[Трактат] Учителя
Шэнь [Бухая]"), Хань Фэй-цзы ("[Трактат] Учителя Хань Фэя"), а также в менее
значимых из-за сомнений в аутентичности и содержательной недифференцированности
относительно "школы имен" (мин узя) и даосизма Дэн Си-цзы ("[Трактат] Учителя
Дэн Си") и Шэнь-цзы ("[Трактат] Учителя Шэнь [Дао]").
В латентный период VII-V вв. до н.э. протолегистские принципы вырабатывались на
|
|