|
практике. Гуань Чжун (? - 645 г. до н.э.), советник правителя царства Ци,
видимо, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе
"закона" (фа), определенного им как "отец и мать народа" (Гуанъ-цзы, гл. 16),
что ранее применялось только в качестве определения государя (Шу-цзин, гл.
24/32: Хун фань - "Величественный образец", § 5). Гуань Чжун противопоставил
Закон не только правителю, над которым он должен возвышаться и которого должен
ограничивать, дабы защищать от его необузданности народ, ибо "закон и есть
любовь к народу" (Гуань-цзы, гл. 6), но также мудрости и знаниям, которые
отвлекают людей от их обязанностей. Чтобы противодействовать порочным
тенденциям, Гуань Чжун также, по-видимому, первый, предложил использовать
наказания как главный метод управления: "когда боятся наказаний, управлять
легко" (Гуанъ-цзы, гл. 48).
27
Эту линию продолжил Цзы-Чань (ок. 580 - ок. 522 гг. до н.э.), первый советник
правителя царства Чжэн, согласно главному комментарию к Чунь цю- Цзо чжуанъ
("Предание Цзо", Чжао-гун, 18 г., 6 г.), считавший, что "Путь (дао) Неба далек,
а Путь человека близок и до него не доходит". Он нарушил традицию "суда по
совести" и впервые в Китае в 536 г. до н.э. кодифицировал уголовные законы,
отлив в металле (видимо, на сосудах-триподах) "уложение о наказаниях" (син шу).
Его современник и также сановник царства Чжэн, Дэн Си (ок. 545 - ок.501 гг.дон.
э.) развил и демократизировал данное начинание, опубликовав "бамбуковое
[уложение о] наказаниях" (чжу син). Согласно Дэн Си-цзы, он излагал учение о
государственной власти как едино-начальном осуществлении правителем посредством
"законов" (фа) правильного соответствия между "именами" (мин2) и "реалиями"
(ши). Правитель должен овладеть особой "техникой" (шу2) управления, которая
предполагает способность "видеть глазами Поднебесной", "слушать ушами
Поднебесной", "рассуждать разумом Поднебесной". Подобно Небу (тянъ), он не
может быть "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия,
правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть
"безмятежным" (цзи4) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно
"властно-величественным" (вэй2) и "просветленным" (мин3) относительно
законосообразного соответствия "имен" и "реалий".
В период с IV по первую половину III в. до н.э. на основе отдельных идей,
сформулированных предшественниками, практиками государственного управления, и
под влиянием некоторых положений даосизма, моизма и "школы имен" произошло
формирование легиз-ма в целостное самостоятельное учение, ставшее в самую
резкую оппозицию конфуцианству. Гуманизму, народолюбию, пацифизму и
этико-ритуальному традиционализму последнего легизм противопоставил деспотизм,
почитание власти, милитаризм и законническое новаторство. Из даосизма легисты
почерпнули представление о мировом процессе как естественном Пути-дао, в
котором природа значимее культуры, из моизма - утилитаристский подход к
человеческим ценностям, принцип равных возможностей и обожествление власти, а
из "школы имен" - стремление к правильному балансу "имен" и "реалий".
Эти общие установки были конкретизированы в творчестве классиков легизма Шэнь
Дао (ок. 395 - ок. 315 гг. до н.э.), Шэнь Бухая (ок. 385 - ок. 337 гг. до н.э.),
Шан (Гунсунь) Яна (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэя (ок. 280 - ок. 233 гг. до н.
э.).
28
Шэнь Дао, первоначально близкий к даосизму, впоследствии стал проповедовать
"почтение к закону" (шан фа) и "уважение к властной силе" (чжун ши), поскольку
"народ объединяется правителем, а дела решаются законом". С именем Шэнь Дао
связывается выдвижение на первый план категории "ши1" ("властная сила"),
совмещающей в себе понятия "власть" и "сила" и дающей содержательное наполнение
формальному "закону". Согласно Шэнь Дао, "недостаточно быть достойным, чтобы
подчинять народ, но достаточно обладать властной силой, чтобы подчинять
достойного".
Другую важнейшую легистскую категорию "шу" - "техника/искусство [управления]",
которая определяет взаимосвязь "закона/образца" и "власти/силы", разработал
Шэнь Бухай, первый советник правителя царства Хань. Следуя по стопам Дэн Си, он
привнес в легизм идеи не только даосизма, но и "школы имен", отразившиеся в его
учении о "наказаниях/формах и именах" (син мин), согласно которому "реалии
должны соответствовать именам" (сюнъ мин цзэ ши). Сосредоточившись на проблемах
управленческого аппарата, Шэнь Дао призывал "возвышать государя и принижать
чиновников" таким образом, чтобы на них ложились все исполнительские
обязанности, а он, демонстрируя Поднебесной "недеяние" (у вэй), скрытно
осуществлял контроль и властные полномочия.
Своего апогея легистская идеология достигла в теории и практике правителя
области Шан в царстве Цинь Гунсунь Яна, который считается автором шедевра
макиавеллизма Шан цзюнъ шу. Восприняв моистскую идею машинообразного устройства
государства, Шан Ян, однако, пришел к выводу о том, что оно должно побеждать и,
как советовал Лао-цзы, оглуплять народ, а не приносить ему пользу, ибо: "Если
|
|