|
после 2-го года обучения, у ребенка появлялся и подлинный интерес,
и эмоционально положительное отношение к кукле, возникало желание “общаться” с
ней. То же можно было сказать о введении в игру других предметов-заменителей.
Они начинали вводиться уже по инициативе самого ребенка, при этом
использовались самые разнообразные предметы, и обращение к ним было довольно
стойким.
Значительно расширился круг предметов и явлений, которые слепоглухой
ребенок включал в игру (это и продукты конструирования, и предметы,
используемые при обучении). Менялось содержание игр. Ребенок уходил от
процессуального повторения ситуаций, игра разворачивалась во времени; дети
самостоятельно играли во врача, в учителя и т.д.
Таким образом, все сказанное свидетельствует о немалых потенциальных
возможностях развития игры у слепоглухого ребенка в условиях предметных
сюжетно-ролевых действий и при правильном выборе методов
коррекционно-воспитательной работы. Чем богаче и самостоятельнее реальная жизнь
слепоглухого ребенка, чем богаче его впечатления о занятиях взрослых вокруг
него, тем охотнее он изображает свои взаимоотношения с близкими в спонтанной
игре и речи.
О.А. КОПЫЛ, науч. сотрудник Лаборатории содержания и методов обучения
детей со сложной структурой дефекта Института коррекционной педагогики РАО
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ
Приводимые ниже упражнения нами рассматриваются только как наглядные
примеры ежедневной работы мамы с ребенком. Они могут использоваться только как
“отправные точки” для самостоятельного творческого поиска матерью различных
способов диалога с ребенком первого семилетия, помогающих “взрастить” телесные
чувства ребенка, создать условия для различных проявлений его активного
отношения к миру, внести радость и удовольствие в обычную будничную жизнь семьи.
ВОСПИТАНИЕ “ЧУВСТВА ЖИЗНИ”
Помогая ребенку прочувствовать ритмы дня, недели, месяца, мы вводим новые
упражнения или изменяем отдельные элементы постепенно. При этом важно оставлять
упражнения неизменными в течение определенного времени (месяца или недели).
Каждое из упражнений повторяется несколько раз (если оно нравится ребенку).
Между ними необходимо соблюдать паузу, в течение которой ребенок может показать
голосом, движением, эмоциональным проявлением свое отношение к повторению этого
упражнения. Каждое движение выполняется медленно, уверенно и обязательно
сопровождается речью. Ритм не жесткий, в большей степени связан с
индивидуальными особенностями дыхания матери, некоторые звуки могут специально
тянуться.
“Пробуждение”:
Потягунюшки, порастунюшки! (тянется звук “у”)
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
В кроватке, при пробуждении, ребенок лежит на спине: ручки малыша
поднимаются вверх, руки матери скользят вдоль его тела от кончиков пальцев до
стоп; затем при соответствующих словах дотрагиваются до губ, до рук – сгибаются
пальчики ребенка, до ног – стопы ставятся и стучат друг о дружку.
“Укладывание в кроватку”:
Сон да дрема
По качульку брела,
По качульку брела,
К дочке в люльку забрела.
Люлюшки, люли,
Прилетели голуби.
Стали гули ворковать,
У меня дочка – засыпать.
Спи-ка, дочка моя,
Прикачаю я тебя.
Байки-качи,
Под подушку – калачи,
В ручках – прянички,
В ножках – яблочки…
Ребенок укачивается на руках, при соответствующих словах, которые могут
напеваться мамой, его ручки скользят по кроватке и малыш осторожно и медленно
укладывается. На второй строфе пальцы матери нежно поглаживают лоб ребенка, на
третьей – руки малыша кладутся под подушку, мама бережно поглаживает ножки и
укрывает ребенка одеялом. Продолжая напевать, мать покачивает кровать.
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Юра будет спать,
Станет глазки закрывать.
Ребенок укладывает с помощью мамы на бочок игрушки, а затем бережно
опускается мамой в кроватку. Рука мамы нежно касается лобика и глаз ребенка.
Сон да дрема
Да младенцу во глаза.
Серые коты
|
|